Центры паломничеств
Паломничества

12 Мая 14angel46

Легенды Аладжа монастыря. Один из немногих сохранившихся и доступных скальных монастырей

Наша экскурсия начиналась в 18 часов 30 минут, маршрут лежал в монастырь Аладжа. Как нам сказал экскурсовод, ехать до места экскурсии километров десять. Но пока мы собрали всех туристов "до кучи", уже близился вечер. Мне было непонятно, какого лешего тащиться в монастырь на ночь глядя. Экскурсовод молчал, так как группа еще не была полностью собрана по маршруту. Узнать про объект раньше времени не представлялось возможности и мы ехали в полнейшей тишине. Ну вот мы забрали последних из группы, автобус повернул и все увидели указатель-АЛАДЖА. Проехав чуть больше километра по лесной дороге, мы остановились на специальной стоянке. Тут нам и объяснили, что приехали мы на световое шоу, и нам нужно дождаться когда совсем стемнеет.

Вывеска гласила:

Встречающих с хлебом и солью конечно же не было, но на дороге стоял мужчина и играл какую-то задушевную мелодию.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Все стали подниматься вот по такой дорожке со ступеньками.

Подъем продолжался, и нам стала открываться красота этого таинственного места.

Красочная вывеска на четырех языках подсказала нам, что мы прибыли .

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Нас провели в здание с низкими потолками и экспозициями, оказалось-это музей. Толпы туристов из трех групп слушали своих экскурсоводов. Мне этого делать не хотелось, я приехала смотреть, а не слушать. Быстренько пробежав по музею, я как могла (таких непослушных было много) пыталась сфотографировать кое-что из экспонатов.

Кое-что покажу. Эти серебряные вещи были найдены после раскопок обвалившейся скалы.

Экспонатов в музее очень много, нет смысла все их показывать, боюсь как бы у Вас не пропал интерес к этому месту.

Остановившись у последнего экспоната, я увидела макет в миниатюре самого монастыря,

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

мне было непонятно, какого он размера и где находится? Там, куда нас привели, был лесопарк, о наличие скалы ничего не говорило. Ждать окончания повествования экскурсовода не было смысла, мне нужно было искать монастырь.

Желающих было много. Небольшой группкой мы ускользнули из музея и очутились во дворе монастыря. Красота, чистота и ландшафтный дизайн предполагали о жилом уголке, но "жителями " этого места были только души монахов. Бродить по двору монастыря доставляло не мало удовольствия, о чем можно судить по этим фотографиям...

Лесопарк при монастыре открыт для посещения с 9 часов утра до 10 часов вечера. Предлагаю Вам посетить это замечательное место. Отдыхая в Кранево, Мой отзыв об отдыхе в Кранево, я не предполагала, что монастырь Аладжа находится так близко. С удовольствием бы приехала утром и провела как можно больше времени среди зелени в тиши монастыря.

Бродя по дворику, мы нашли направление к монастырю, дорогу показывал указатель...

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Направляясь по стрелке указателя по парковой зоне, в круглом проеме из ветвей деревьев, я увидела белую стену скалы.

В своих отзывах я никогда не пишу где, кем и когда создан тот или иной объект. Я просто передаю свои ощущения, настроение и душевное состояние. О любом из экскурсионных мест можно прочитать массу информации в интернете, поэтому нет смысла повторяться, перефразируя на свой лад.

Как я уже неоднократно писала, с экскурсоводом мне ходить не интересно, у меня всегда своя дорога... Я направилась к огромной скале, на стене которой и располагался монастырь. Дерево огромной величины, увитое до самой верхушки плющом, как бы охраняло это величественное сооружение природы и человека, не позволяя ему обрушиться в следующий раз.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Монастырь находится вот на такой отвесной скале и состоит из трех уровней, или этажей, как кому удобнее.

На первом этаже монастыря находились когда-то кельи, кухня, склеп и зал для отпевания.

Посетители монастыря прохаживались по первому этажу. Вставал вопрос, как туда попасть? Забегу вперед, на первый этаж я так и не попала... почему? узнаете позже.

После обрушения скалы, монастырь отреставрировали, поэтому старина здесь переплетается с современными сооружениями и всевозможными подсветками. А вот все помещения остались в первозданном виде и без освещения, коль уж попал в темноту, выбирайся наощупь, что со мной и произошло.

Свернув налево, я увидела вот такое сооружение. Эта лестница позволяла подниматься на этажи монастырской стены.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Вход в монастырь с этой лестницы вел сразу на второй этаж, который был полностью занят под монастырскую часовню... На каменной стене висела икона и рядом табличка с молитвой.

Мне захотелось на минуточку присесть на эти каменные "стулья".

(Когда просматривала фотографии, то обнаружила интересную вещь-я сидела на том самом месте, где и монах с иконы.)

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Спокойный желтый свет придавал месту таинственность.

Это помещение было подсвечено прожектором, так как в нем находился спуск на первый этаж.

При попытке спуститься на первый этаж, стала свидетелем неприятной картины, молодая девушка, став на первую ступеньку - поскользнулась, и проехав на пятой точке, благополучно переместилась ... кажется в кухню монастыря. Мне мои кости были дороже. В юбке и шлепках, мне не хотелось дублировать переход на первый этаж. (Вот почему я так туда и не попала.)

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Кто по-смелее был на первом этаже, спешившие все осмотреть до темноты, поднимались на третий, а я осматривала окрестности с высоты второго.

На самой вершине скалы-монастыря росли деревья.

Путь лежал на третий этаж. По всему проходу этажа предусмотрительно сделаны улавливающие сетки, так как монастырь по сей день медленно разрушается, и падение камней не безопасно.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Быстро темнело, а осмотреть нужно было много, и самое интересное было впереди. Все говорили, что на третьем этаже было кладбище. Пройдя метров пятнадцать у полуобрушевшейся стены, я попала вот в такое помещение...

Низкий потолок и до блеска отшлифованный ногами туристов пол, делали передвижение вперед проблематичным, я просто представила себя на каблуках. Впереди, перед закрытой на замок дверью, стояла очередь. Все пытались что-то рассмотреть в маленькое зарешеченное окошечко, долго фотографировали и бросали монетки. Стало уже совсем темно, разноцветный свет от прожекторов освещал стены монастыря. Подошла моя очередь, я как всегда была последней, мне тоже было любопытно, что находится за дверью, поэтому не хотела чтобы мне кто-то мешал. В разных ракурсах и разных настройках фотоаппарата, я пыталась сфотографировать помещение, сделала около тридцати кадров. И вот что там оказалось...

В непонятной конфигурации комнатке стояли иконы, на полу кучами валялись монеты. Моя монетка тоже там есть.

Я уходила последней. Была такая темнота, что пришлось просто щелкать фотоаппаратом, чтобы как-то осветить себе дорогу.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

На лестничном пролете третьего этажа, я в последний раз обратила свой взор в сторону того места, откуда только что пришла. По спине непроизвольно побежали мурашки...

Темнота была кругом, но только не на стенах монастыря... Зрелище завораживало...

Болгария славится своими легендами, монастырь Аладжа тоже. Говорят, что когда-то монахи в своем монастыре спрятали огромное количество серебряных и золотых изделий, они по сей день находятся в скале (о том свидетельствуют находки, представленные в музее). В легенде говорится, что духи монахов ищут человека, которому могут рассказать о кладе.

На территории монастыря есть пещеры (нас туда не пустили, сказали что было обрушение и теперь идут ремонтные работы), в которых когда-то жили люди. По рассказам туристов, побывавших в этих пещерах, многие слышали голоса монахов.

Не знаю, правда это или нет, но создатель аудиовизуального спектакля, Константин Янев утверждает, что именно монахи из пещер поведали ему тайну Монастыря Аладжа, которую он и представил нам в виде светового шоу.

Всех пригласили занять свои места в "кинотеатре" под открытым небом. На импровизированной сцене (дорожка у стен монастыря) появился сам Константин Янев.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Свое повествование о легенде монастыря Янев начал на французском языке, это заняло минут двадцать. Когда тоже самое стало повторяться на болгарском... я поняла, что в запасе у меня есть еще минут сорок. Я ушла гулять по ночному парку монастыря.

Руины монастырской стены, задекорированные природой и человеком, так и манили подойти поближе.

Дерево увитое плющом, в темноте выглядело маленьким...

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Стены монастыря казались жилыми...

Попадалось на пути и такое...

Пора было завершать ночную прогулку, я возвращалась на свое место, начиналось световое представление. Весь в подсветке, монастырь был похож на грозовые облака.

Погас свет...

Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною... И сказал Бог: да будет свет... И стал свет...

Черное сменилось красным. Начиналась Легенда о монастыре Аладжа...

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

"Когда-то, миллионы лет назад, здесь плескались волны древнего Сарматского моря. В конце концов глубины бездны родили твердь земную и густые леса покрыли бывшее дно. После долетели птицы и другие твари населили глуши.

Однажды в этой забытой всеми глуши, нашел свое убежище одинокий отшельник... Легкий ветерок ласкал мягкую траву и играл расцветающими ветками. Божьи твари летали упоенные и радовались жизни. Прислонив уморенное тело к стене пещеры, скиталец прозрел, что сам Бог указал ему священное место соградить монастырь во славу имени Христова.

Скоро о пещерном монастыре узнали все, кто искал человеколюбие и простоту в те времена зла и ненависти. Чудесная обитель заполнилась смиренными монахами.

Монастырь Аладжа (Болгария, Варна) фото

Прошли годы. Позабытый всеми, в тишине и пыли тонул старый пещерный монастырь. Кустами и диким виноградом обросли руины его и людские тропы. Как загашенные свечи, гасли образы на иконах и стенах.
И тогда, из вековой пыли, родились легенды о скрытых тайнах подземных лабиринтов и несметных сокровищах.

(Легенда длится около сорока минут. На стене монастыря сменяются картинки и лучи разного цвета, играет музыка и звучит молитва.)

Свет погас. Люди и блики света исчезли с монастырской стены. Тихий ветерок рассказывал на неизвестном языке тайны о святой обители. Мы покидали свои места и по тишине монастырского двора направились к ожидавшему нас автобусу...

О монастыре Аладжа и его окрестностях можно писать очень много. У каждого человека остаются свои ощущения. Кто-то пребывает в страхе, кто-то в умиротворении. Это издавне намоленное место, покрытое тайнами и легендами, уже год тянет меня к себе. Если мне еще раз выпадет побывать в Болгарии, то обязательно сюда приеду, но уже одна и на целый день.