Центры паломничеств

Паломничества

04 Октября 14Анастасия Коренькова

Псков. Часть 2. В гостях у отца Иоанна

Под чтение Последования к Причащению мы приехали в Печоры, маленький приграничный городок с населением 12 тысяч человек. До Эстонии - 5 минут на транспорте (у многих из нашей группы мобильные телефоны перешли на роуминг, как будто и не в России мы находимся). Печоры редко фигурируют в федеральных новостях. Правда, не так давно сюда слетелись журналисты после трагического случая - смерти в далекой Америке 3-летнего Максима Кузьмина, усыновленного иностранцами ребенка из местного детского дома. Шум, возмущение! Пристальное внимание газетчиков и телевизионщиков на время внесло перемены в размеренную жизнь провинциального местечка. Впрочем, еще немного, и, я уверена, все забудут эту грустную историю - журналисты найдут себе еще тысячу новых «информационных поводов».

Настоящим сердцем этого, в общем-то, депрессивного городка является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Как бывают градообразующие предприятия, так, на мой взгляд, и обитель стала «градообразующим» смысловым центром, ядром, который «держит на плаву» все это пространство, не дает ему окончательно зачахнуть и погибнуть. Я имею в виду не только духовную составляющую, но и чисто экономический момент: местные жители открыли гостиницы, кафе, сувенирные лавки и экскурсионные бюро, чтобы обслуживать огромный поток туристов и паломников, стекающихся сюда. Начиная с мая месяца здесь в гостиницах нет свободных мест, как на южном курорте! Конечно, для многих печорцев это возможность жить и зарабатывать.

Приехав в обитель, мы не стали терять времени даром и поспешили в Михайловский собор, где уже шло Всенощное бдение. Наша группа хотела успеть на исповедь, чтобы за воскресной литургией причаститься в Печорах... По большому счету, в этом и была цель нашей поездки. Глядя на величественный храм, построенный в честь победы над Наполеоном, я просто не верила, что это не сон, что снова нахожусь здесь, на своей «духовной Родине» - именно так лично я воспринимаю Печоры. Хотелось снова и снова благодарить Господа за такое счастье.

Не хочется использовать штамп «яблоку негде упасть», но так и было на вечернем богослужении. С трудом протиснувшись сквозь толпу в тот уголок, где шла исповедь, мы заняли очередь. Не знаю, как у моих братьев и сестер, но у меня радость затмевала обычное волнение перед исповедью (а тут еще и у монахов!). 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 103
Размер:	1.91 Мб
ID:	8903
Величественный Михайловский храм

Надо сказать, что мы попали в обитель на праздник - 31 марта вспоминали преподобных Симеона и Вассу Псково-Печерских. Для тех, кто не знает или не помнит, расскажу: преподобная Васса - жена приходского священника Иоанна Шестника, московского миссионера 15 века, которого направили на служение в город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). К тому времени прибалтийская земля находилась под властью Ливонского ордена, насильно окатоличившего местные южно-эстонские племена. Проповедь Православия в Юрьеве была не просто сложна, она грозила смертью: так, мученическую кончину принял юрьевский священник Исидор с 72 прихожанами. Их утопили в реке. Священник же Иоанн с женой и двумя сыновьями избежал такой участи, так как к тому времени уже удалился под защиту Пскова. Однако после этой трагедии батюшка решил оставить мир и целиком посвятить жизнь молитве. Услышав о Богом зданной пещере у Ливонской границы, у ручья Каменца, он решил поселиться там. Оставив семью у владельца здешней земли Ивана Дементьева, начал копать в горе церковь.

Через некоторое время жена священника, Мария, заболела. Приняв монашеский постриг с именем Вассы, она скончалась и была погребена в Богом зданной пещере. Вскоре и сам священник Иоанн постригся в монашество с именем Иона. Его почитают как основателя и первого строителя Псково-Печерского монастыря.

А Васса стала первой, кто принял в Псково-Печерском монастыре монашеский образ. Ее, верную помощницу супруга, Господь прославил сразу же после смерти: изначально ее погребли обычным образом, в могилу. Однако уже в следующую ночь гроб ее был выставлен из-под земли какою-то невидимою силою. Отец Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился наверху. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище.

Гроб преподобной Вассы можно видеть в пещерах и сегодня. Внимательный паломник обратит внимание, что он опален огнем: огонь этот исшел из гробницы, когда один богохульник хотел вскрыть раку. 

Название: vassa.jpg
Просмотров: 952
Размер: 65.1 Кб
Икона преподобной Вассы

Другой «именинник дня», святой старец Симеон, - можно сказать, наш современник. Он почил в 1960 году и был причислен к лику святых в 2003 году. История жизни преподобного примечательна: Василий Желнин родился в крестьянской семье здесь, на Псковщине, в 1869 году. В 10 лет он услышал о подвигах Серафима Саровского, после чего нашел в поле большой камень и начал на нем молиться. Еще через два года мальчик впервые оказался в Печерском монастыре и с тех пор мечтал о нем. Другой судьбы он себе не хотел. Впрочем, желанию его суждено было исполниться не скоро: отец собирался женить сына, и лишь в 27 лет Василий, настояв на своем, переступил порог обители в качестве послушника. Постриг он принял в 1900 году. Начинался самый страшный век в истории России.

Первые 17 лет связаны, прежде всего, с тяжелой работой на различных послушаниях.

Опыт столяра-краснодеревщика очень пригодился монастырю. Когда же наступила революция, авторитетному монаху Вассиану предложили стать наместником Печор. Но инок отказался, видя, что ему это послушание не под силу. Вместо этого он попросил постричь его в великую схиму. В 1927 году просьбу монаха удовлетворили: он принял ангельский образ с именем Симеон и стал духовником обители.

Так начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там, у жертвенника Господня, усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды - большей частью в столярной мастерской.

Батюшку по праву можно назвать учителем любимого всеми нами старца отца Иоанна (Крестьянкина). 

Название: simeon.jpg
Просмотров: 933
Размер: 10.3 Кб
Икона преподобного Симеона

Вот в такой важный день Господь сподобил нас попасть в Печоры! На Всенощном бдении, возглавляемом настоятелем монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым), многие паломники с радостью увидели знакомые лица. Например, знакомого по книгам и фильмам об обители архимандрита Филарета (Кольцова), келейника отца Иоанна, а также других насельников.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2.jpg
Просмотров: 97
Размер:	1.94 Мб
ID:	8904

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3.jpg
Просмотров: 98
Размер:	820.8 Кб
ID:	8905

После вечерней трапезы в гостиничном ресторане участники нашей поездки еще долго делились впечатлениями такого насыщенного дня. И, несмотря на то, что мы собирались на раннюю литургию, петербургские паломники просто не могли заставить себя идти спать! А те, кто читал в номере молитвы вечернего правила, могли испытать еще одно непередаваемое ощущение - слышать звон монастырских колоколов. Вглядываюсь в окно: темно, снег и только елки за окном. В такие моменты понимаешь, что мы, жители мегаполиса, тоже в какой-то степени мученики =)

... А в 6.30 нас уже ждал микроавтобус, чтобы «доставить» на Божественную литургию. За ночь в Печорах выпал снег, и с самого раннего утра дорожку от Святых врат к Успенскому храму чистили и посыпали песком. Буквально бегом под горку мы бежали на службу в Сретенскую церковь, где как раз хранятся святые мощи преподобного Симеона Псково-Печерского. Заходили в храм темным зимним утром, а вышли погожим весенним деньком. Счастливые, причастившись святых Христовых Таин.

После завтрака продолжили знакомство с обителью. Я говорю «знакомство», потому что в свой первый приезд сюда так и не побывала в Богом зданных пещерах, в честь которых и был назван монастырь. Мечтала об этом, а теперь, наверное, никогда не забуду, как, взяв по свече, мы вошли вслед за нашим провожатым, иноком Лазарем, в темноту пещер. Мы робко шли по мягкому песку, хотя иеромонах предупредил нас: все дорожки здесь ровные, так что камней и других неприятных «сюрпризов» можно не бояться.

«Пещеры состоят из семи «улиц», которые не петляют, - рассказал отец Лазарь. - Здесь всегда постоянная температура, плюс пять градусов. И вы чувствуете, что, несмотря на то, что здесь погребено около 10 тысяч человек, неприятного запаха нет».

Добавлю: здесь не просто нет неприятного запаха - я четко чувствовала сладкий аромат ладана, хотя никаких богослужений в этот момент в пещерах не было.

Помните, как удивился этому в свое время президент Борис Ельцин? И что ему ответил казначей архимандрит Нафанаил? Тем, кто забыл, приведу этот занимательный эпизод из книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»:

«Наконец Борис Николаевич сообразил, что вокруг происходит нечто непонятное, и выразил удивление, почему здесь не ощущается запаха тления, хотя гробы с покойниками стоят в нишах, так что их даже можно рукой потрогать. 
Отец Нафанаил объяснил президенту:
- Это - чудо Божие. 
Экскурсия продолжалась. Но через некоторое время Борис Николаевич в недоумении повторил тот же вопрос. 
- Так уж Господь устроил, - снова коротко ответил отец Нафанаил. Прошло несколько минут, и президент при выходе из пещер прошептал старцу: 
- Батюшка, откройте секрет - чем вы их мажете? 
- Борис Николаевич, - отвечал тогда отец архимандрит. - Если ли среди вашего окружения те, от кого дурно пахнет?
- Конечно, нет!
- Так неужели вы думаете, что кто-то смеет дурно пахнуть в окружении Царя Небесного?
Говорят, этим ответом Борис Николаевич был полностью удовлетворен».

Мы вспоминали этот момент из знаменитой книги во время экскурсии по пещерам и тоже удивлялись этому чуду Божию. А как закивали головами городские паломники, когда увидели место погребения того самого «вредного» старца Нафанаила!

«Конечно, после выхода в свет книги архимандрита Тихона в Печоры был такой наплыв паломников и туристов! - улыбнулся отец Лазарь. - Когда отец Тихон приехал сюда, мы его за это «поблагодарили»».

Вот и мы с трепетом смотрели на могилы знаменитых печорских настоятелей и старцев, среди которых можно выделить знаменитого наместника монастыря Алипия (Воронова), архимандрита Александра (Васильева) и, конечно, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Ручным фонариком отец Лазарь посветил в небольшое окошко, и мы смогли разглядеть в нише гробик батюшки Иоанна и даже прикоснуться к нему рукой (кстати, умилило, как ласково наш провожатый отец Лазарь называл гробы - именно «гробики», словно это коттеджики). Кстати, отец Иоанн был погребен как раз на месте канонизированного старца Симеона, чьи мощи пребывают ныне в Сретенском храме. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: ioann.jpg
Просмотров: 111
Размер:	23.0 Кб
ID:	8892
Любимый батюшка Иоанн

Показали нам и братское кладбище - небольшую пещеру, куда ставят гробы почивших насельников.

«В отличие от Старого братского кладбища это называют Новым. Здесь хоронят монахов с 1700-х годов», - улыбнулся отец Лазарь и повел нас дальше, в пещерный храм Воскресения Христова, который руководство монастыря решило украсить мозаикой. Сейчас ведутся подготовительные работы.

Кстати, хоронили в пещерах не только монахов. Нашли здесь пристанище и воины, посадские жители, ремесленники, крестьяне, благотворители. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4.jpg
Просмотров: 121
Размер:	2.03 Мб
ID:	8906
Дом настоятеля монастыря 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 5.jpg
Просмотров: 82
Размер:	1.51 Мб
ID:	8907
В белом доме, что на заднем плане, жил отец Иоанн (Крестьянкин). Окна его кельи - на втором этаже (угловые)

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 6.jpg
Просмотров: 70
Размер:	848.0 Кб
ID:	8908

Также нам посчастливилось подняться на Святую горку - верхнюю часть монастырской территории, куда ограничен доступ посетителей. Отсюда мы вблизи смогли рассмотреть колокола монастырской звонницы, полюбоваться садом и деревянным храмом в честь Псково-Печерских преподобных, и, конечно, сделать памятные снимки со смотровой площадки, откуда открывается вид на всю обитель. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 7.jpg
Просмотров: 76
Размер:	769.4 Кб
ID:	8909

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 8.jpg
Просмотров: 111
Размер:	1.73 Мб
ID:	8910
Сторожевая башня, где несут послушание монахи, охраняющие монастырские поля 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 9.jpg
Просмотров: 123
Размер:	1.38 Мб
ID:	8911
Храм в честь Псково-Печерских преподобных 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 10.jpg
Просмотров: 92
Размер:	973.2 Кб
ID:	8912

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 11.jpg
Просмотров: 78
Размер:	2.25 Мб
ID:	8913

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 12.jpg
Просмотров: 74
Размер:	1.40 Мб
ID:	8914

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 13.jpg
Просмотров: 67
Размер:	1.04 Мб
ID:	8915
Келья затворника

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 14.jpg
Просмотров: 68
Размер:	2.03 Мб
ID:	8916
Шатер, построенный специально для Петра Великого, любившего курить. Дым из специально прорубленного окошечка шел прямиком за стены обители 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 15.jpg
Просмотров: 108
Размер:	1.80 Мб
ID:	8917

Настоящим подарком для нас стало посещение кельи преподобного Симеона. Как рассказал наш экскурсовод отец Лазарь, когда монах принял схиму, ему выделили это сырое помещение - по сути, пещеру, выкопанную в горе рядом с Успенским храмом.

«Вот тебе келья, здесь и умрешь», - сказал Симеону настоятель. Так и вышло, но прежде схимник поставил здесь печь, высушил постройку. И начал вести здесь свой молитвенный подвиг. За великую любовь старца к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.

Говорят, люди видели выбегающих отсюда после исповеди бесов в виде негритят.

Сподобился преподобный и посещения Матери Божией - в той самой келье, где стояли мы.

О монашеском послушании знают все. Однако у старца Симеона оно было абсолютным. Таким, что он даже отложил... собственную смерть. По откровению от Господа он ждал смерти 2 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий, навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох перед Рождеством Христовым, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его.

«Хорошо, - ответил ему монах. - Ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему».

Так и вышло: почил старец в Крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.

«Говорят, из Москвы пришлось назначать дополнительный поезд, чтобы духовные чада старца могли приехать проститься с ним», - добавил отец Лазарь. 

Название: simeon2.jpg
Просмотров: 879
Размер: 17.2 Кб
Преподобный Симеон

Нас не отпустили из Печор без подарков: каждый паломник получил книги о монастыре. Не остались мы и без пищи «материальной»: чудесного кваса, рецепт которого передается строго от повара к повару, и огромной буханки хлеба. Пообедав, мы разделили этот хлеб на 18 человек и еще привезли домой, в Петербург, угостив своих ближних. Вдыхая аромат хлеба, вспоминали незабываемую поездку. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 16.jpg
Просмотров: 110
Размер:	992.2 Кб
ID:	8918
Тот самый хлебушек 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 17.jpg
Просмотров: 75
Размер:	947.4 Кб
ID:	8919

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 18.jpg
Просмотров: 63
Размер:	1.97 Мб
ID:	8920

Стоит добавить также, что в то воскресенье, 31 марта, когда мы находились в Печорах, там отмечали и 29-ю годовщину епископской хиротонии митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, а также 20-летие его служения в Псковской епархии. Владыка служил позднюю Божественную литургию в Михайловском соборе, где некоторые наши паломники также успели побывать. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 19.jpg
Просмотров: 145
Размер:	996.8 Кб
ID:	8921
Наша дружная группа 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 20.jpg
Просмотров: 100
Размер:	969.0 Кб
ID:	8922

Ну, а завершающим аккордом нашей чудесной поездки на Псковскую землю стало посещение музея-усадьбы коренного малочисленного народа сету под Изборском. 200 человек этого финно-угорского народа живут как раз в Печерском районе Псковской области. Еще несколько тысяч человек живут в прилегающих районах Эстонии. Здесь паломников ждала гостеприимная трапеза и небольшой отдых перед обратной дорогой в Петербург. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 21.jpg
Просмотров: 114
Размер:	1.19 Мб
ID:	8923
Наш экскурсовод Лена. Ее папа - представитель народности сету. Мама русская 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 22.jpg
Просмотров: 68
Размер:	1.86 Мб
ID:	8924
Наши Наташа и Дима. От сету - не отличить!  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 23.jpg
Просмотров: 72
Размер:	1.82 Мб
ID:	8925
Светлана за эту поездку научилась мять лен 

***
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 24.jpg
Просмотров: 93
Размер:	2.21 Мб
ID:	8926

... На обратном пути мне пришло SMS-сообщение от «МТС»: «С возвращением в Россию!» Да, вздохнула я, пожалуй, я действительно была где-то не в России и даже не на Земле. Да простят мне пафос читатели, но в Псково-Печерском монастыре меня не покидало ощущение, что я соприкоснулась с какой-то Тайной, с Царствием Божиим, где чисто символические границы между 15-м веком и 21-м, между жизнью и смертью. Где живут они, такие живые, - отец Иоанн, отец Алипий, преподобный Симеон ... В подземном переходе на «Московской» играли на гитарах «припанкованные» нетрезвые подростки. Горели огнями городские высотки... По-моему, я действительно спала.

Анастасия Коренькова 
Фото Дмитрия Агабабаева


***
Об авторах. 
Анастасия Коренькова. Родилась в Томске в 1985 году. В 2008 году закончила факультет журналистики Томского государственного университета. После этого приняла, пожалуй, судьбоносное решение в жизни - переехать в город мечты Петербург. Еще через год познакомилась с отцом Константином Пархоменко - проводила с его участием онлайн-конференцию на сайте «Аргументов и фактов-Петербург», где я тогда работала. Не знаю, принесло ли кому-то пользу то интервью, но до одного человека отцу Константину удалось «достучаться» - это была я  Тогда же я стала прихожанкой Троице-Измайловского собора и до сих пор не могу поверить, что это произошло со мной. 

Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCF1324.jpg
Просмотров: 101
Размер:	105.8 Кб
ID:	8898

Дмитрий Агабабаев. О нем пишет супруга Наталия: «Дима родился 18 октября 1983 года в жарком городе Баку. Когда ему было 6 лет, вся семья переехала в Ульяновск. С 10-летнего возраста Дима увлекался компьютерами: ходил в кружок на занятия по программированию. Счастью ребенка не было предела, когда в 13 лет у него появился первый компьютер. Он мог ночами напролет сидеть и что-то в нем делать. Немного позже Диму заинтересовало более дизайнерское применение компьютера - рисование, 3D -моделирование, изучение фотошопа и т. д. С 20-ти лет, уже живя в Петербурге, Дима начал свой профессиональный путь дизайнера, который продолжается до сих пор .

Иногда по работе приходится что-то фотографировать, но фотография для Димы все же - увлечение, хобби. Больше всего ему нравится снимать природу и портреты - очень живые у него они получаются.

В 14 лет откуда-то появилось желание принять святое Крещение. Крестился Дима в одном из храмов города Чебоксары, где был на каникулах у бабушки. К сожалению, в тот период жизни рядом не было никого из воцерковленных людей, которые бы рассказали и научили, как должен жить юный христианин. В семье был крещен только папа, и то во младенчестве. Поэтому лишь с 2008 года мы с мужем начинаем делать маленькие шажочки на пути к храму, к Богу.

Познакомились мы на Святой Земле (так бы мы сказали сейчас, а на тот момент для нас это было лишь еврейское государство Израиль). В 2007 году состоялась наша свадьба (кстати, регистрировались мы в ЗАГСе рядом с нашим собором ).

В последние несколько лет (с появлением дачного участка) у Димы «проснулись» таланты строительного характера, которые он с каждым сезоном развивает и совершенствует на благо семьи».

Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_3018.jpg
Просмотров: 69
Размер:	233.1 Кб
ID:	8899

Источник:   http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1488

Места:
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил drugvokrug25 Ноября 16

    Ну что же вроде все люди неглупые,а такие глупости творим

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии