09 Ноября 14SOM
Бари - глазами православного туриста
Свой отзыв я не случайно назвала «глазами православного туриста», а не паломника, поскольку помимо паломничества к мощам Святителя Николая нашей целью был еще и отдых: проникнуться духом Италии, посмотреть достопримечательности и, конечно же, покупаться в море. Однако выбор Бари в качестве места отдыха был обусловлен именно желанием посетить Святителя Николая Чудотворца. Сразу скажу, что все вышеуказанные цели были достигнуты, в той или иной степени. Мы отдыхали в Бари в конце июля - начале августа 2013 года (с 20 июля по 5 августа) вдвоем с мужем. Останавливались в отеле «Палас» (ударение на первый слог), который находится вблизи от старого города, в 10 минутах ходьбы от Базилики Св. Николая. Бронировали отель и заказывали авиа-билеты через туроператора «Аванти» - он действует без посредников.
Отель Palace 4-х звездный, позиционируется как самый крутой в Бари (пятизвездников в этом городе, насколько я поняла, вообще нет). Отель выбирали по признаку близости к Базилике, ну и чтобы можно было добраться до моря, все остальные характеристики были вторичны. Отель оформлен весьма помпезно (холл, ресторан, номера), однако номер обставлен несколько бестолково (верхнего света нет, есть только прикроватные и настольная лампы, поэтому все время царит полумрак, причем прикроватные лампы размещены таким образом по отношению к кровати, что читать в кровати невозможно, ванная, хоть и отделана мрамором и дорогой сантехникой, но все размещено как-то неудобно; сушить вещи негде); кровать - огромная и высокая, очень удобная, телевизор - огромный. Что касается обслуживания номеров, то мы как-то в нем были разочарованы: убирались обычно не очень старательно и все время что-то недокладывали из расходных материалов - то полотенце одно положат вместо двух, то шампунь забудут положить, то пакетики для туалетной бумаги, то коврики, мыло вообще первую неделю нам не клали, неизвестно почему. Хотя, как мы заметили, все зависит от конкретных горничных: некоторые убираются лучше, некоторые хуже. Зато чаевых не берут, хотя мы сначала пытались оставлять.
Что касается перелета: прямых рейсов из Москвы в Бари нет, нужно лететь транзитом через Рим или через Милан, но в Милане придется ехать из одного аэропорта в другой, поэтому мы выбрали Рим. Летели итальянской авиакомпанией Alitalia: завтрак/ужин состоит из сухого пайка, не как мы привыкли «мясо-курица-рыба», объявляют все на итальянском и на таком английском, что разобрать что-либо невозможно, а в остальном - все нормально, особенно порадовали большие расстояния между сиденьями в самолетах - не наш «китайский» вариант. Надо учитывать, что в римском аэропорту огромные очереди транзитных пассажиров на паспортный контроль и проверку ручной клади, поэтому время между высадкой и посадкой надо выбирать желательно, чтобы оно составляло не менее 2-х часов (это без посещения дьюти-фри, или, в лучшем случае, с «пробегом» по нему). И еще важно: не берите в московском дьюти-фри алкоголь для провоза в Бари - в Риме у вас его отберут и выбросят, такие правила.
Теперь о главном - духовном.
В Интернете достаточно много информации о Базилике, находящейся в старом городе Бари, где хранятся мощи Св. Николая Чудотворца, однако практически ничего нет о том, как и когда можно к ним попасть. Базилика открыта каждый день с раннего утра и до позднего вечера (может, и вообще не закрывается, мы не поняли). Сами мощи находятся в нижней части Базилики, называемой «Крипта», куда надо спуститься по одной из лестниц, имеющихся как в правой, так и в левой части собора. Доступ в Крипту открыт практически все время, закрыть ее могут только в четверг перед началом православной службы, когда обычно происходит большой наплыв паломников (в основном, наших соотечественников), - во избежание беспорядка. Сами мощи Святителя Николая находятся в каменной гробнице перед алтарем, и доступ к ним загражден решеткой. Решетка открывается во время католической или православной литургий в Крипте. Католические службы в Крипте проходят каждый день, начало - в 9-00. Во время службы к мощам прикладываться нельзя. После службы католики тоже обычно к мощам не прикладываются, и решетка сразу закрывается. Однако если служащий собора замешкается и закроет решетку не сразу, некоторые православные могут «подсуетиться» и приложиться к мощам (сама так делала, но не уверена, что это правильно). «Законный» же доступ к мощам - после православной литургии, которая проходит традиционно каждый четверг (начало в 10-00, после католической службы, а для тех, кто хочет исповедоваться перед причастием, начало исповеди - в 9-00, и исповедь проходит в верхней части Собора, во время католической мессы, идущей внизу). Следует сказать, что сами мощи не видны: они находятся внизу, под каменной плитой, закрытой покрывалом, которое за еще одной небольшой решеточкой, встроенной уже в само надгробие. Таким образом, мы прикладываемся не к мощам, а к надгробию, и можно также дотронуться до края покрывала.
Накануне литургии (в среду, в 17-00 проходит вечерняя служба, но уже не в Базилике, а в русской православной церкви, расположенной примерно в 25-30 минутах ходьбы от Базилики Corso Benedetto Croce, 150 (она в Бари единственная, отмечена на туристических картах города, которые можно купить в газетных киосках). Мы ходили туда из нашего отеля пешком за 20 минут. Недалеко от церкви останавливается автобус № 14.
В церкви можно узнать точное расписание служб, проводимых как в ней самой, так и в Базилике (Крипте). В Интернете информации о расписании служб нет.
Недавно также православные литургии в Крипте стали проводиться еще и по вторникам. В этот день паломников гораздо меньше, обстановка спокойнее и к мощам очередь намного короче. Накануне вторничной литургии вечерней службы обычно нет, однако мы, например, в понедельник утром ходили на молебен в Крипту и батюшка нас благословил готовиться к причастию - мы причастились во вторник у мощей Святого Николая. Это здорово!
Интересно, что часто православные службы в Крипте идут одновременно с католическими службами, проводящимися в верхней части Базилики. При этом мы слышим их, а они - нас (правда, меньше, чем мы их). Хуже всего, когда наверху играет орган. Например, мы во вторник присутствовали на православной литургии, а наверху было католическое венчание, так что наш хор пел под «аккомпанемент» органа (иногда получалось, как ни странно, довольно органично), а причащались мы под свадебный марш Мендельсона, что было даже забавно.
Как нам сказали на экскурсии по Базилике, такого больше нет нигде в мире, чтобы одновременно вверху и внизу шли католическая и православная службы.
Бесплатные экскурсии по Базилике на русском языке проводятся каждую субботу в 20-30, 21-15 и в 22-00. Экскурсия очень коротенькая, только про основное, но можно задать интересующие вопросы.
В Интернете встречается информация о том, что по четвергам в 16-30 или после православной службы перед мощами служатся молебны с акафистом Св. Николаю Чудотворцу. В тот период, когда мы были в Бари, акафисты по четвергам не читались, в церкви нам советовали прочитать акафист самим перед мощами. Однако православные молебны перед мощами служатся теперь каждый день, кроме воскресенья, в 10-30, причем иногда на них читается акафист (думаю, это зависит от количества и состава лиц, участвующих в молебне: по просьбе руководителей паломнических туров батюшка может прочитать акафист). Но, в отличие от литургии, во время молебнов решетка перед мощами закрыта, и после молебна она тоже не открывается - то есть, к мощам приложиться нельзя, можно только, протянув руку сквозь решетку, дотронуться до надгробия, хотя это можно сделать в любое время, когда есть доступ в Крипту.
На молебны можно подавать записки (простые) - по будним дням только о здравии, а по субботам - о здравии и о упокоении. Стоимость одной записки - 1 евро (до 10 имен).
Еще раз, чтобы было понятнее, о русских православных службах в городе Бари.
1.Службы в Крипте:
- Божественная литургия в Крипте у мощей Св. Николая - по вторникам и четвергам (начало литургии в 10-00, начало исповеди в 9-00);
- Молебны перед мощами Св. Николая - каждый будний день в 10-30 о здравии; каждую субботу в 10-30 о здравии и о упокоении (лития).
2. Службы в Русской православной церкви в Бари - расписание нужно узнавать в церкви, но точно проходят вечерняя служба каждую субботу в 17-00, и литургия каждое воскресенье в 10-00 (начало исповеди - в 9-00).
Теперь подробнее о самой Крипте. В то время, когда нет служб, в ней обычно немноголюдно, тихо и спокойно: можно почитать акафист перед мощами, помолиться, поклониться, дотронуться до надгробия. Есть скамьи, как обычно в католических храмах.
Если спускаться в Крипту по правой лестнице, то сразу у входа в нее за решеткой стоит мраморная колонна. По преданию, она появилась в Крипте чудесным образом после перенесения в нее мощей Св. Николая из Мир Ликийских. Будто бы ранее эта колонна находилась в храме Мир Ликийских, где изначально хранились мощи Святителя, и была перенесена оттуда ангелами и самим Николаем Чудотворцем - таким образом, он благословил положение своих мощей в Базилике города Бари. У православных есть традиция дотрагиваться до колонны и просить Николая Чудотворца о своих нуждах. Некоторые люди вкладывают в колонну записки со своими просьбами.
Слева от надгробия - католические иконы Фомы Аквинского и другого католического святого, основателя доминиканского ордена, которому и принадлежит Базилика с мощами Св. Николая Чудотворца. Еще левее - православный алтарь.
Справа от надгробия - икона Пресвятой Богородицы, почитаемая как католиками, так и православными.
Напротив надгробия (если на него смотреть, то - сзади) - большая православная икона Николая Чудотворца, подаренная русским предпринимателем.
Свечи в Базилике ставить нельзя, можно только в русской церкви, где есть сразу несколько образом Св. Николая Чудотворца.
Город, люди, нравы.
Бари, находящийся в южной Италии, отличается чисто южным колоритом. До цивилизованной Европы ему далеко. Для нас он чем-то схож с Пальма-де-Майоркой. Те же затишье днем и массовые гулянья по вечерам, та же типично южная неопрятность местами, сиесты-фиесты и т.п. Однако Бари - не курортный город, поэтому он более тихий, можно сказать «домашний», без шумных пляжей и дискотек. Туристы туда наведываются ненадолго, в основном приплывают на паромах: пробегутся по главным улицам, старому городу, посетят Базилику, нормандскую крепость, совершат набеги на магазины - и уплывают. Тех, кто, как мы, приезжает в город на продолжительное время, немного. Это и понятно, поскольку, как мы выяснили, для пляжного отдыха Бари не приспособлен. Для нас же отдых именно в Бари дал возможность ощутить близость к Святителю Николаю - без суеты, без толкотни у мощей и в сувенирной лавке, когда за стремлением «все успеть» пропадает настроение внутренней тишины, необходимое для того, чтобы проникнуться чувством соприкосновения со святыней. Есть и другая сторона: посещая Базилику почти каждый день, пропадает некое ощущение чуда, с которым иногда сталкиваешься в паломнических поездках. Зато навещаешь Святителя, как своего и близкого, будто живешь у него в гостях. Когда мы, например, два дня не ходили на молебны в Базилику, у меня было чувство, что я соскучилась по Святителю Николаю и хочу опять к нему. И совершенно невероятные ощущения, когда ты читаешь акафист в Базилике перед мощами, а вокруг тишина, и рядом - никого, только ты и Святитель Николай!
Местные жители к туристам относятся хорошо, с нами были всегда приветливы, готовы помочь, при том, что мы практически не знали итальянского, а на английском в Бари говорят мало - в основном, молодежь, и те - не очень. Вообще, мы сделали вывод, что перед следующей поездкой в Италию надо овладеть хотя бы разговорным итальянским, иначе чувствуешь себя неудобно.
В людях старшего поколения есть что-то трогательное - в том, как они иногда задумчиво смотрят на море, сидя на скамеечке, в их радушии, доброжелательности. Нам при общении с ними - на улице, в кафе, - было как-то тепло. Что же касается молодежи и среднего возраста, то среди них много откровенно криминализированного элемента. Где то я читала, что на юге Италии всем заправляет мафия. Нам показалось, что возможно, в Бари так оно и есть: город живет не по общепринятым европейским, а по каким-то своим законам (или «по понятиям»). Ярче всего это проявляется в манере вождения - у них однозначно не приняты две вещи: заблаговременно тормозить и пропускать пешеходов на зебре. Через дорогу приходилось перебираться мелкими перебежками, пропуская несущиеся машины, даже на пешеходном переходе. Еще часто (очевидно, из-за торможения в последний момент) остановятся на красный свет прямо на пешеходном переходе - и обходи их как хочешь. Парковка на пешеходном переходе - тоже не редкость. На узкие улочки старого города, как мы поняли, тоже лучше не соваться без нужды: машины там не проедут, зато постоянно туда-сюда носятся мотороллеры и еще велосипеды. При виде пешеходов они даже не притормаживают - мы со временем поняли, что в целях безопасности при реве мотора или звяканье педалей сзади лучше сразу отскакивать к стене, поскольку объезжать людей никто тоже не собирался. В общем, по местным «понятиям» больше прав у того, кто едет, а не у пешехода. После Бари мне наша Москва с уроженцами юга на раздолбанных шестерах и нуворишами на крутых тачках показалась просто раем!
Вечерами (после 21-го - 22-х), гуляя по городу, чувствуешь себя неуютно - как незваный гость на чужой кухне. В это время местные уже начинают готовиться ко сну, доделывают домашние дела или отдыхают: в старом городе с узкими улочками и открытыми дверями, окнами, балконами видно, как хозяйки убираются на кухнях, моют мостовые перед своими домами, главы семейств и пожилые женщины устраивают посиделки на улице или на балконах за небольшими столиками, неподалеку толкутся ребятишки - все по домашнему, но на виду у случайных прохожих. За пределами старого города на углах кварталов собираются многочисленные мужские компании (в основном, «разудалых молодцов») - приезжают на своих машинах, мотоциклах или мотороллерах, что-то обсуждают или просто стоят курят, на незнакомцев смотрят подозрительно. Ходить по таким местам боязно, лучше не нарываться.
Вообще, что касается курения, то курят в Бари очень много, и все возрастные группы: от стариков до детей-подростков на пляже, и мужчины, и женщины. Такая картина, как курящая мамаша с грудным младенцем на руках, да еще и беременная следующим - не редкость. Но, несмотря на это, довольно много многодетных семей.
Мне показалось, что традиции у местных достаточно консервативны (по-видимому, сказывается близость к великой святыне): в период, когда мы отдыхали, наблюдали очень много свадеб - по нескольку каждый день (возможно, была какая-то свадебная пора). Венчаются и расписываются одновременно, на свадебной церемонии, проводящейся в церкви. Священники регистрируют браки в церковных книгах. Примечательно, что свадебных лимузинов, украшенных снизу доверху, нам не встречалось: в основном, - скромненькие машинки, с одним белым бантиком впереди или наверху.
Люди, по-видимому, весьма религиозны, но, нам показалось, как-то до дремучему, по-деревенски, что и характерно для города моряков. В старом городе на наружных стенах домов много «святых уголков» с украшенными иконами. Особо почитаются Пресвятая Богородица, изображения которой встречаются чаще всего, и, конечно же, Николай Угодник. В городе много католических церквей. В старом районе - так на каждой улице. Церковные службы посещаемы, особенно по воскресным дням.
В воскресенье в Бари вообще полное затишье: закрыты магазины, киоски, все учреждения, даже торговые и развлекательные центры, практически не ходит транспорт. Открыты только некоторые кафе и ресторанчики, где с удовольствием обедают и ужинают и местные жители, и туристы. Сразу вспоминается еврейская суббота - день покоя, когда ничего делать нельзя, только молиться. Обстановка весьма этому способствует.
На пляже практически не встретишь стрингов и девушек топлесс (если и встречаются, то очень редко и где-нибудь поодаль, а не в многолюдном месте, да и те, скорее всего, туристы), равно как и привычных уже на европейских курортах немок с небритыми подмышками и ногами. Нет и пялящихся на женщин, постоянно домогающихся «горячих парней», в отличие от нашего юга или каких-нибудь Турции-Египта. В общем, озабоченности в людях мы не заметили. Один раз только в магазине встретили милующихся итальянских «голубков», однако миловались они по-тихому, не напоказ.
Удивило обилие нищих, некоторые из которых были довольно назойливы. Например, сидишь ты в кафе за столиком на веранде, к тебе прямо на территорию кафе впирается грязный нищий и начинает над тобой «висеть»: «пор фаворе, Сан Никола...» и т.п., чуть ли за рукав не дергает. Мы впоследствии старались выбирать кафе и ресторанчики, в которых веранды огорожены прозрачными стеклами (видимо, для защиты посетителей от подобных происшествий), да и там умудрялись в стекла стучать и требовать, чтобы сверху, над стеклом ты им передал милостыню. Живя в Бари две недели, мы заметили, что, как обычно у нищенской братии, у каждого своя территория, где он «работает». Полицейские к нищим относятся спокойно, игнорируют (возможно, «в доле»).
Жители Бари не отличаются чистоплотностью: мусор, окурки на улицах или на пляже - обычное явление. Отдельная тема - собаки. Их в городе держат очень много (мы все время удивлялись, как они переносят такую жару). Самая популярная порода - чихуахуа, что и понятно, учитывая климат, однако встречаются и овчарки, и лабрадоры и даже кавказцы! Дворняжек тоже довольно много, причем, как правило, небольшого или среднего размера - видимо, в этом климате, в основном, такие выживают. Зеленых газончиков для выгула собак в городе почти не встретишь, везде камень, поэтому гуляют с ними прямо по мостовым, где они свои туалетные дела и делают. Удивило, что убирать за своими собаками в Бари не принято: так и лежат «сокровища» на тротуарах, постепенно высыхая на жарком солнце. Поэтому обязательно необходимо смотреть под ноги, даже в старом городе, иначе рискуешь вляпаться в такую вот «кучку».
Распорядок дня у барийцев сильно отличается от нашего. Мы так и не поняли, во сколько они встают, но магазины, точки общепита и прочие заведения по утрам закрыты. Поэтому отель обязательно надо брать с завтраком. Кафе-рестораны открываются примерно в 12-00 и работают, как правило, до 14-00 - 14-30. Это у них время обеда. Если не успел поесть в эти часы, возможность покушать сильно ограничивается, однако мы нашли два местечка (возможно, есть и другие) которые работают с утра до вечера: рядом со Швабской крепостью есть кафе с типично итальянским меню (пасты, лазанья, ризотто), а также ресторан «Синьор Помидор» (в конце площади Феррарезе, выходящей на набережную, где находится церковь Валлиза - единственная в старом городе, «смотрящая» прямо на море) - в нем есть русскоговорящая официантка из Молдавии Вероника, а также официант Сабино тоже немножко может объясняться по-русски. В этом ресторанчике можно заказать морепродукты, рыбу, различные итальянские блюда, очень вкусное мясное ассорти (барбекю), а также просто бесподобное тирамису - нигде не ела раньше такого! Вечером в 20-00 открываются все рестораны и работают до 23-00. Обычно к вечеру местные жители выходят на вечерний променад на улицу, с заходом в какое-нибудь кафе или ресторанчик. В эти часы большинство столиков заполнены местными (гораздо больше, чем днем) и работа по набиванию желудков кипит. Едят итальянцы очень много, мы все время удивлялись, как вообще можно столько съесть, тем более на ночь! Сами мы стараемся после 18-19 часов вообще не есть, но, глядя на это, несколько раз не удержались.
Магазины в Бари открываются к вечеру, примерно в 17-18 часов и работают обычно до 21-00. Днем открыты лишь немногие.
Купание, пляжи.
В связи с тем, что вдоль побережья, на котором расположен город Бари, растянулся огромный порт, пляжей, приемлемых для купания, в черте города практически нет: вода рядом с портом грязная, в некоторых местах купание прямо запрещено. Единственный городской пляж, находящийся на отдалении от порта - Pane e Pomodoro (переводится как «Хлеб и помидоры»). Нас, привыкших отдыхать в отелях первой линии с собственными комфортабельными пляжами и бассейнами, в первый день пляж сильно разочаровал: зонтиков и шезлонгов на нем не предусмотрено - местные приносят их с собой, но отсутствуют также и кабинки для переодевания! (Хотя для русского человека при наличии длинной юбки и/или большого полотенца последнее - это не проблема, местные же итальянцы с переодеванием вообще, по-моему, не запариваются). Душ имеется, туалеты тоже, однако в них лучше не ходить - там грязно, а руки с мылом вымыть нет возможности. Везли с собой надувной матрац, но надуть так и не смогли - негде было. Пляж большой, в основном песчаный, хотя имеются и галька, и деревянные пирсы, и большие камни, на которых можно загорать, и даже трава. Вода в море прозрачная, но если штормит, то к берегу прибивает тину и всякий мусор. Около берега, если залезать в воду не с камушков, вода - вперемешку с песком. Не для любителей покупаться в кристально чистых водах. После 16-00 в воду лучше не лезть: течением к берегу прибивает много тины, мусора, обрывков каких-то морских растений, песок и пену, и чтобы добраться до более-менее чистой воды необходимо преодолеть «полосу препятствий» из всего этого шириной метров 50-100. Так что лучше успеть покупаться с утра или днем. В общем, нас сначала пляж расстроил, поскольку собирались в поездку в спешке, не имея возможности предварительно подробно изучить обстановку и подготовиться, но потом привыкли. Я, честно говоря, думала, что если есть море, то проблемы с пляжем решаются как-то сами собой (Европа - таки), но теперь стал ясен ответ на вопрос, который у меня всегда возникал до этого: почему итальянцев так много на всех европейских курортах, начиная от Хорватии и заканчивая Турцией, если у них своих три моря со всех сторон? Ну не заботятся они как-то о комфортном пляжном отдыхе, в отличие от других стран. Из положительного: теплое море, бесподобные волны и практически полное отсутствие надоедливых водных мотоциклов. На пляже дежурят спасатели: когда волнение, свистят в свисток, чтобы не заплывали далеко. На наших глазах даже очень оперативно вытащили захлебнувшегося ребенка (слава Богу, вроде бы откачали). Кафе на пляже одно, из меню: салат, различные сэндвичи, чиз-кейки, кексы, печенья, чипсы, минералка, соки, газировка, мороженое, алкоголь, и очень вкусное капучино с густой пенкой.
Купаться ходить лучше по очереди, чтобы кто-то следил за вещами, поскольку на пляже много личностей, напоминающих молодую шпану, а также разукрашенных уголовными татуировками лихих парней постарше. Кроме того, постоянно ходят туда-сюда темнокожие молодые люди, таская с собой десятки солнечных очков и всякой другой пляжной мелочевки, предлагая купить их по «гуд прайс». Чтоб кто-то у них что-нибудь покупал, я ни разу не видела, а вот подхватить быстренько, что плохо лежит, вполне они могут. Еду, как у нас принято, по пляжу не носят продавать - если хочешь перекусить, надо идти в кафе.
Для большего спокойствия мы со временем стали перебираться вброд (есть там одно место, где это можно сделать) на каменную насыпь (мол) в море, примерно в 150 метрах от берега, и на камнях располагались загорать. С камушков и купаться приятнее, чище, можно разглядывать многочисленных крабиков, рыбок и прочую морскую живность.
Добирались мы до пляжа на автобусе номер «В», конечная остановка которого была недалеко от нашей гостиницы (говорят, этот рейс ходит только в пляжный сезон), ехать - 10 минут. Стоимость проезда - 1 евро (по одному билетику можно ездить 75 минут, пересаживаясь на разные автобусы). Билетики продаются в каких-то странных местах, мы так и не поняли закономерность, где их нужно искать, а покупали в баре, расположенном рядом с нашим отелем, который нам указали на ресепшине. Можно, конечно попробовать купить их у водителя (стоимость 1,5 евро), что мы и пытались делать первое время, но чаще всего нам отвечали, что билеты кончились. Контролеров, правда, я ни разу не видела, и местные жители билеты редко пробивают (то ли у них какие-то проездные, то ли ездят зайцами - учитывая местные нравы, склоняюсь к последнему). Идти до пляжа от нашего отеля пешком примерно 30 минут (по жаре с непривычки это очень тяжело, хотя два раза мы ходили).
С транспортом есть еще одна загвоздка: в воскресенье автобус «В», и многие другие рейсы вообще не ходят - выходной. Если же какие-то автобусы и ходят, то с очень большими интервалами. Так что добираться на пляж надо либо своими силами, либо на такси, что дорого: нам предлагали довезти за 15 евро (торг уместен, но, все равно, по сравнению со стоимостью автобуса и с учетом расстояния - дорого; мы согласились бы доехать за 5 евро, но по такой цене никто не вез).
За городом, как мы узнали, есть несколько обустроенных комфортабельных платных пляжей со всеми удобствами. Сообщаю реквизиты одного из них, который нам рекомендовали в ресторане (мы, правда, за неимением машины, до него так и не добрались): Beach Club "COCO" Polignano a mare. Адрес: Lungomare Zara 35, Cozze (BA) Polignano a mare. Сайт: www.cocopolignanoamare.it.
Еда.
Итальянская кухня в Бари очень вкусная, особенно нам понравились разные пиццы - с пылу, с жару, на тонюсеньком хрустящем тесте, свежие морепродукты, красное и розовое вино, пиво, десерты, мороженое, домашний сыр моцарелла, и конечно же, капучино.
Достопримечательности.
Очень много интересного можно посмотреть и в самом Бари, и в его окрестностях. Об этом информации достаточно в интернете, поэтому ограничусь одной из ссылок: http://www.russianserviceinapulia.com/servizi/escursioni/adriatica/. Нужно только учесть, что в июле-августе в Апулии весьма жарко, а все достопримечательности расположены в стороне от моря.
Следует сказать, что мы пожалели о том, что не успели до отъезда оформить себе международные права для аренды машины (с нашими российскими правами не везде машину выдадут в аренду и в случае возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций - например, аварии, с такими правами, скорее всего, будут проблемы с выплатой страхового возмещения и т.п.). С машиной можно было бы ездить на пригородные пляжи (20-30 км. от города), которые считаются гораздо более чистыми, а также самим посетить окрестные достопримечательности.
Шопинг.
Мы попали как раз на время летних распродаж (конец июля - начало августа), поэтому везде висели объявления о скидках. В продаже много трикотажа и другой летней одежды и также обувь, сумки. Солнечные очки очень дорогие, и выбор небольшой (если не считать китайских подделок по «гуд прайс»). Гаджеты различные, планшеты и т.п. лучше не покупать - даже у нас в России дешевле. Одежда продается разных ценовых категорий, в целом, по ценам, сравнимым с нашими (что-то даже у нас дешевле), но можно сэкономить, например, на джинсах, купальниках, некоторых др. товарах. Сумки кожаные - дорогие, начиная от 200 евро, не меньше. Сезонная обувь, даже со скидкой, стоит недешево, а вот осенне-зимнюю обувь можно купить выгодно: с большой скидкой, и настоящую итальянскую, качественную.
В результате нашего отдыха мы сделали вывод о том, что для тех, кто хочет совместить паломничество к мощам Святителя Николая Чудотворца с традиционным пляжно-туристическим отдыхом, наилучшим вариантом было бы: неделя в самом Бари в отеле, расположенном по близости с Базиликой и недалеко от русской церкви для паломнических дел (в этом случае наш отель, наверное, - оптимальный вариант), затем - переезд на частную виллу за городом, на побережье, с выходом к пляжу (читала в интернете, что такие есть, например, см. http://story.travel.mail.ru/italy/puglia/ ) - для полноценного морского отдыха. Чтобы сделать отдых более насыщенным, необходимы международные водительские права и знание, хотя бы на разговорном уровне, итальянского языка.
Источник: http://www.otzyv.ru/read.php?id=163162
Места:
Базилика Святого Николая в г. Бари
Церковь Николая Чудотворца в г. Бари
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии