Центры паломничеств
Паломничества

26 Августа 15Мария Петрова

Паломничество на Валаам

Не знаю как воспеть сумею
Твои долины и поля,
Твои леса, твои заливы,
Твои священные места.

Ну вот мы и добрались до Валаама. От причала в Сортавале до Монастырской бухты всего 50 минут ходу на метеоре «Преподобный Серафим». Поездка была очень комфортабельной, а метеор ничем не отличался от того судна, на котором мы шли в Кижи. Ничем, кроме одной маленькой детали - вместо телевизора в салоне метеора были иконы местных святых и покровителей.

Турфирмы обычно предлагают две экскурсии на Валаам - короткую и длинную. Они отличаются по цене (длинная, разумеется, дороже) и по времени пребывания на острове. В короткую экскурсию входит только посещение Спасо-Преображенского монастыря и прогулка по близлежащей территории. После этого туристов провожают к кораблю и на том все. А те, кто купил длинную экскурсию, слушают хор (очень красиво пели, расскажу поподробнее ниже), потом либо на автобусе по живописной лесной дороге либо на кораблике вокруг острова добираются до Гефсиманского и Воскресенского скитов, посещают последний, обедают в трапезной и уже из Никоновской бухты отправляются обратно на материк. У нас была длинная экскурсия.

Мы с подругой посещали остров и Спасо-Преображенский мужской монастырь как обычные туристки, но туда можно отправиться и в качестве паломников. Для этого необходимо обратиться за помощью в подворье Спасо-Преображенского монастыря (точно знаю, что оно есть в Петербурге), там расскажут, что и как делать. Когда мы гуляли по территории монастыря, многие туристы из нашей группы спрашивали гида, как можно попасть на церковную службу - только с паломнической группой. Но для этого в монастырь нужно приехать не на один день, как мы, а на несколько дней и, наверное, немного с другим настроем.

Нашими попутчиками на корабле оказались две большие группы : паломники из Украины и туристы из Финляндии.

Когда сходишь с теплохода на остров в Монастырской бухте , сразу отмечаешь, что воздух какой-то не такой - влажный, теплый, как в бане)))). Говорят, что здесь особый климат - времена года наступают позже материковых на 2-3 недели. А вокруг - скалы, камни, реликтовые хвойные леса. Очень красиво.

Опять повезло с гидом - мы однофамильцы)))). Уже второй случай за поездку - в Рускеале у гида на бейджике значилось Марина Петрова, в Валааме нас встречала Наталья Петрова. Бывает же такое...

Происхождение названия острова доподлинно неизвестно. Иногда финское название острова - Valamo - интерпретируют как «высокая земля». Но наиболее близкое из возможных к современному финскому языуку сочетание «Valamaa», скорее означает «светлая» или «клятвенная » земля. В любом случае, оно созвучно именам и языческого бога Ваала, и библейского прорицателя Валаама.

А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО ЛЕГЕНДЫ: по преданию, в 1 веке н.э. остров посетил апостол Андрей Первозванный, который просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода дошел до Валаама, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Он предрек великое будущее Валаама. А основание самой обители связано с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских, мощи которых находятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе - главном храме обители (по церковному преданию это были греческие иноки, пришедшие в 10 веке на Русь с первыми миссионерами).

Про апостола Андрея легенду не проверить, а вот Сергий и Герман... Все святые должны иметь так называемые Жития, это необходимая вещь для канонизации (это как кандидатский минимум перед диссертацией). Жития их не сохранились, что наводит на определенные мысли)))).
Нет также археологических подтверждений основанию монастыря в 10 веке. Достоверная дата основания монастыря не установлена, но есть две наиболее обоснованные: 1329г либо 1407г.

В «Сказании о Валаамском монастыре», где приведена вторая дата, наиболее полно описана методика основания монастырей:
«...архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; ....посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных . И многие из тех язычников были низвержены - рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали...».

Вот такая история о насильственном захвате земель.

С 14 по 16 вв на территории тогдашней Карелии были основаны Валаамский, Коневский, Клименецкий, Палеостровский, Муромский, Соловецкий, Свирский, Николаевский монастыри и множество пустыней: Яшеезерская, Важеостровская, Андрусовская... Такое количество монастырей и пустыней - явное свидетельство перелома государственной политики. Тотальное распространение православия в северных землях по времени совпадает с упадком Новгородской республики, тогдашней «хозяйки» русского Севера и переходом Новгорода под власть Москвы. Москва же активно поддерживает православие, узрев в нем мощный инструмент для усиления государственного самосознания народа. Под рукой Москвы и по ее указке, основывая православное могущество на московском золоте и экономических льготах, монастыри начали активно распространяться в северных землях. И пример тому - история Валаамского монастыря.

Но не все нужно описывать в мрачных красках: в то время монастыри фактически являлись центрами культурной и технической революции на местах. Они несли грамоту, были центрами развития ремесел, занимались сельским хозяйством, солеварением, вели мощную экономическую деятельность, были крупнейшими собственниками земель и вели промосковскую политику.

Ведь главное в религии - это политика))))

Итак, мы на причале Монастырской бухты. Экскурсия начинается от часовни во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих радость» (1896г), сложенная из кирпича монастырского производства. Она построена в память о посещениях Валаама Великим князем Владимиром Александровичем, который принимал участие как в закладке собора, так и в освещении церквей - нижней, во имя преподобных Сергия и Германа и верхней, во имя Преображения Господня.
Чуть поодаль Благовещенская часовня - одно из старейших строений Валаама (конец XVIII века)., рядом - каретно-конюшенный дом (XVIIIвек), где хранились кареты, повозки и сани, а на втором этаже - сено и овес. Сейчас здесь музейная экспозиция. За часовней раскинулся монастырский сад с огородом. Мы направляемся в Нижний сад у подножия горы Фавор (про библейские названия расскажу позже). В нем около 60 сортов яблок. Представляю, как здесь красиво во время цветения яблонь!!! Но и в сентябре неплохо - туристы тут же начинают подбирать упавшие зрелые плоды и пробовать. Я, конечно, понимаю, что гигиена-враг туризма, но есть немытое яблоко для меня моветон)))).

От пристани к центральной усадьбе ведет аллея столетних лиственниц и гранитная лестница в 62 ступени. Недалеко от Святых врат обители находится величественная часовня - Знаменская. Она была сооружена во имя иконы Божьей Матери «Знамение». Я все пытаюсь научиться определять на иконах, где какая Богоматерь, так вот: у Знаменской Божьей Матери во чреве младенец, это пророчество о рождении Спасителя. У иконы (не именно этой, а Знаменской вообще) интересная история: патриарх Константин подарил эту икону Алексею Михайловичу Романову, будущему русскому царю и одному из родоначальников царской династии Романовых. С тех пор икона становится домашней иконой всего рода.
Напротив Знаменской часовни - каменная стела с именами царственных особ, посещавших монастырь - см. фото. Стела сделана из местного габбро-диабаза, из этого камня состоит и сам остров)))).

У монастыря была трудная судьба. Периоды расцвета сменялись запустением, а то и полным разрушением. В XIV-XVIвв остров неоднократно подвергался нападениям шведской армии, а с 1617 по 1703 год земли, на которых расположен монастырь, перешли к Швеции, не очень то жаловавшей православие. Лишь к 1720 г по приказу Петра 1 здания обители были отстроены заново, но после этого они успели несколько раз пострадать от пожаров. В 1796 году земли монастыря вернули церкви (с 1764 г они принадлежали казне) и началось его возрождение.

В 1783 при настоятеле игумене Назарии был разработан план строительства комплекса центральной усадьбы (каменного пятиглавого Спасо-Преображенского собора и каре келейных корпусов с Успенской и Никольской церквями), который будет реализовываться на протяжении десятилетий.
Высочайшего расцвета обитель достигает в период управления отца ДамаскИна, который обладал дарами не только мудрого духовного наставника, но и строителя-архитектора, агронома, метеоролога и ботаника (он первым начал изучать природу и климат Валаама), писателя-библиографа, историка (разыскивал древнейшие свидетельства о монастыре) и экономиста. Он основал несколько скитов, приобрел в вечную собственность монастыря ряд отдаленных островов. Было налажено регулярное пароходное сообщение со столицей, благодаря чему Валаам стал доступен тысячам паломников.
При отце Дамаскине развивались различные ремесла, сельское хозяйство, рыбоводство,. Действовало около 30 производств, в т.ч. небольшие заводы. Имелась пекарня, ферма на 70 голов скота, конюшня, аптека, больница. В монастыре была своя иконописная мастерская и фотографическая студия, богатейшая библиотека.

Благодаря труду монахов частью местной природы стали поля, сады, аллеи и целые рощи.На острове появились такие деревья как кедр, лиственница, туя, каштан, дуб, ясень и даже пихта, издревле считающаяся монашеским деревом.
После 1917 года Валаам оказался на территории Финляндии. Начался очередной драматический период истории обители. 1918 год был одним из самых трудных для монастыря - голод, конфискация монастырского имущества финскими войсками, иноки, находящиеся за пределами монастыря, подвергались репрессиям. Но то, что монастырь оказался за пределами Союза, спасло ему жизнь в целом, если можно так сказать - его бы, не долго думая, взорвали бы или разобрали.

Позже начались и внутренние нестроения - Финляндская православная церковь, в ведении которой оказался монастырь, приняла новый календарный стиль. Значительная часть братии, верная канонам, не признала эту реформу, произошел раскол.
И все же, несмотря на все трудности (к 1939 году братия сократилась до 200 человек), Валаамский монастырь выжил.

В 1930-х годах на территории архипелага финской армией был построен ряд оборонительных сооружений - линия Манергейма, остатки которой сохранились на Сухом (Оборонном) острове. В 1940 году, после перехода территории архипелага к СССР, монахи эвакуировались с острова в Финляндию, вывезя с собой святыни и оставшиеся церковные ценности , и там основали Нововалаамский монастырь.

С 1940 по 1941 на Валааме в опустевших монастырских зданиях действовала школа боцманов, а осенью 1941 архипелаг возвратился (ненадолго!) во владение Финляндии.

После Великой Отечественной войны на Валааме был организован совхоз, а в 1952 году открыт интернат для инвалидов войны и престарелых. Монастырские здания разрушались, погибли многие скиты, часовни на островах, воцарилось полное запустение и разруха. Только с 1957 года на остров стали ходить туристические пароходы. В 1979 монастырские постройки были признаны памятниками архитектуры и в 1981 была начата их реставрация.

В 1989 году, после передачи монастыря в пользование Ленинградской епархии, в обители появляются первые шесть монахов. Вскоре монастырь был официально передан в пользование РПЦ и началось его восстановление.

Мы подошли к самому Спасо-Преображенскому собору, вернее, мы вошли во двор между внутренним и внешним каре. Здесь Наталья нам рассказывает об истории собора. До появления нынешнего здания храма здесь были по очереди сооружены деревянная и каменная церковь - монастырь, расположенный близ границы владений Великого Новгорода, неоднократно разорялся шведами и чтобы уберечь мощи преподобных Сергия и Германа от поругания, братия высекла в скале глубокую могилу и в ней скрыта останки. Над могилой была построена деревянная, а позднее - каменная церковь.

Что интересного на Валааме я увидела - это «двойные» церкви. Что я имею ввиду: Спасо-Преображенский собор состоит из двух церквей - из нижней (зимней отапливаемой) во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских (в этом месте братия и спрятала святые останки) и верхнего пятиглавого собора во имя Преображения Господня. Когда мы попадем в Воскресенский скит, там тоже будет эта «этажность» - отапливаемая нижняя церковь и верхняя парадно-представительская. Видимо, это характерно для всего севера (в Кижах тоже две церкви, разделенные по сезонному и статусному принципу, только это два различных здания).

Строительство здания собора, которое мы видим сейчас, велось по проекту кронштадского архитектора А.Я. Силина, внутреннюю отделку и окончание постройки осуществил молодой архитектор св. Синода Н.Д. Прокофьев. Использовался старый кирпич из разобранного прежнего собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах - всего более 3,5 млн. штук. Старые кирпичи не случайно попали в новую кладку - это как бы передача традиции, передача святости, что ли.
Золоченые резные иконостасы, вызолоченные медные кресты и подсвечники, а также большинство из 13 колоколов (кроме тысячепудового Андреевского из Петербурга) были изготовлены силами валаамской братии.

Двухэтажный собор высотой 43 метра с 72 метровой колокольней сочетает в себе черты византийского (может быть, в воспоминание о легенде о происхождении «от восточных стран» преподобных Сергия и Германа) и русского стилей.

О влиянии зодчества Древней Руси свидетельствуют традиционное пятиглавие, шлемовидные купола, шатровое завершение колокольни, кирпичное «узорочье» на стенах, напоминающее народную вышивку.

Собор большой, но он не кажется громоздким, наверное, из-за своего многоцветия.

У Спасо-Преображенского собора две святыни: это мощи свв. Сергия и Германа Валаамских и валаамская икона Божьей Матери. Богоматерь изображена в полный рост на облаке в ярко-красном одеянии, на руках она держит младенца. Иисус правой рукой благословляет, а в левой несет державу, увенчанную крестом - символ царской власти. Подобное изображение Богоматери в Византии называлось «Никопея», то есть «Победотворная». Но это не оригинальная икона (подлинник находится в Финляндии в Нововалаамском монастыре). Еще до революции в 1900 году с подлинной Валаамской иконы был сделан первый ее список. Первоначально он был помещен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в часовне, принадлежавшей Валаамскому монастырю, а затем его перенесли в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Список быстро приобрел известность, и люди стали стекаться к нему на поклонение. В 1992 году торжества его перенесли из Смоленской церкви в Валаамский монастырь.

Прежде чем попасть в Спасо-Преображенский собор, мы слушаем выступление хора монастыря. Я знаю, что многие из моих знакомых (да и я в том числе) с восторгом слушают католические хоралы, роняют слезу, услышав орган, даже знают имена композиторов, сочинявших музыку для церковных служб (Бах, Шуберт, Моцарт и др.). А о православной музыке мы знаем ОЧЕНЬ мало, практически ничего. О ней не рассказывали в советской музыкальной школе, о ней не упоминалось на ТВ до недавнего времени. Вот и воспринимаются православные песнопения как единый гул, в котором ни слова не разобрать по-старославянски. Но в пении хора Валаамского монастыря не было скуки, выступление было живым и разнообразным. Меня, например, просто поразил «Гимн Валаамской обители». Поразил своей простотой и гармоничностью, я даже нашла его в интернете и теперь он у меня есть в телефоне)))). Это не церковный псалом, это действительно гимн - мелодичный, в стиле валаамских распевов, легко запоминающийся, с простыми ясными словами. Кстати, слова написал монах Петр Михайлов. И если исполнить его не так торжественно, то получится... городской романс!!
Еще из выступления запомнился какой-то музыкальный фрагмент в гурийском переложении - реально грузинская музыка!

На территории самого храма нельзя фотографировать, женщины должны быть в юбках. Сначала мы идем в нижнюю церковь, освященную во имя преподобных Сергия и Германа. Помещение с толстыми стенами, низкими сводами, чем-то напоминает то ли катакомбы, то ли церкви первых христиан, высеченные в скале. Здесь есть интересная икона Божьей Матери с хитрым названием «ПантанАсса». Это дар из Греции, в переводе означает «Всецарица». Икона считается чудотворной - вся увешана бусиками, колечками, крестиками. Лечит она от онкологических заболеваний, от алкогольной и наркотической зависимости.

А вот верхнее помещение, сам Собор, торжественный и величественный, в нем много воздуха и света - он проникает в храм из многочисленных окон. Это как раз и есть архитектурная особенность Спасо-Преображенского собора, этакая византийская деталь. Но в верхний храм мы попали не сразу, минут 15 пришлось подождать - у братии заканчивалась служба. Зато повезло увидеть всех монахов и трудников сразу))).

Дальше традиционные записочки, свечи, святая вода, сувениры, пирожки и мы садимся в автобус, который и отвезет нас к Гефсиманскому скиту.

Добраться до Гефсиманского скита можно двумя способами: либо по лесной дороге, либо по воде вокруг острова. Думаю, что интересно и то и другое, но мы поехали на суше. Места очень живописные, но подробно описывать природу я вряд ли буду - я живу на севере и у меня из окна и на работе и дома все те же елки, все те же озера, все те же камни и горы, поэтому моя реакция на природные красоты севера не такая яркая, как у туристов из более южных регионов страны. Так что, не обессудьте, бурных эмоций по поводу вот той чудной сосны или россыпи каменных валунов в моих отзывах вы не прочтете.
Единственное, что меня приятно удивило, так это тот факт, что монахи не вырубали на Валааме лес, а использовали лишь поваленные ветром деревья. Поэтому некоторым деревьям на острове больше 300 лет. И еще понравилась елочка в юбочке, которая растет только на Валааме - нижние еловые лапы подобно клубничным усам ползут по земле, цепляясь за нее и образуют подобие юбки.

ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ

Еще при отце Назарии в конце XVIII века был введен строгий устав Валаамской обители. За основу был взят устав Саровской пустыни, согласно которому были установлены три формы монашеской жизни: общежительная, скитская и отшельническая жизнь. И к началу ХХ века Валаамский монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах. Многие постройки не сохранились, но они сейчас активно восстанавливаются. В 2009 году был построен и освящен 14-ый по счету скит, Свято-Владимирский. Туда любит приезжать наш премьер-министр))))).
А мы посетили два скита, Гефсиманский и Воскресенский.

Сначала о том, откуда такие иерусалимские названия на севере. На Руси была распространенная традиция паломничества, и прежде всего - поклонения Палестинским святыням. Но не все могли посетить Святую землю, поэтому появилось желание видеть на своей земле напоминание о Земле святой. Такая идея возникла и у валаамского игумена Маврикия, завершившего паломничество в Иерусалим. Но он был не одинок - все знают Новый Иерусалим в Подмосковье, творение патриарха Никона.

Вот и на Валааме появляются гора Сионская; протока, соединяющая Ладогу и Никоновское озеро, получила название Кедрона. Есть и Иосафатова долина, и Мертвое море (Лещеево озеро), и река Иордан. А те сады, которые мы посещали в самом начале, выращены у подножия горы Фавор.
Гефсиманский скит расположен у подножия Елеонской горы. В палестинском Гефсиманском саду была погребена Богородица. Поэтому скитская церковь освящена во имя Успения Богородицы - ее устроили в 1911 году, присоединив алтарь к часовне постройки 1906 года. Церковь завершена шатрами и украшена резьбой. Внутрь мы не попали, туда, как нам объяснила гид, пускают не всех - сейчас в церкви ведутся восстановительные работы по восстановлению резного иконостаса из кипариса.

А вокруг скита - МОРЕ кустов сирени!!! Вот хоть приезжай сюда весной, честной слово - и яблони в цвету посмотреть, и на сирень полюбоваться!!!
Осмотрев Гефсиманский скит, наша группа по лесной дороге пешком отправилась к Воскресенскому скиту.
Прогулка была замечательной - не торопясь, спокойно, в лесной тишине, слушая рассказ гида, мы дошли до смотровой площадки. Вид открывается - не оторваться!!! Видна Ладога, крутые скалистые берега, небольшой островок ... И наконец то начали попадаться каменюки - это так моя подруга называет большие камни-валуны, которые являются неотъемлемой частью пейзажа Северного Приладожья.

А у подружки моей с этими камнями большая давняя любовь и очень интересные отношения. Она очень любит фотографироваться на их фоне, но для ее фотосессии подойдет не любой камень. Света долго выбирает себе подходящий, переходя от одного к другому. По какому принципу идет выбор - я не знаю, думаю, но дело тут не только в эстетическом восприятии: «этот камень красивый, а тот - нет». Она их как-то трогает, как будто считывает какую-то информацию. Мне невольно вспоминаются рассказы про саамские сейды - огромные валуны, в которых живут духи, и про отношение к ним самих саамов. (хотя и Света не шаман и даже не лопарка, да и камни на Валааме сейдами не назвать).

В магической среде саами (лопарей или, как их называют в Европе - лапландцев) есть понятие «seita» - «дух». Дух может жить где угодно - в камне, в дереве, в горе, в озере. Саамские божества были крайне своевольны - они могли уходить на время, или даже покинуть свое жилище насовсем. Но и обращение к божествам было таким же вольным - если пожелания не исполнялись, сейта мог лишиться жертвоприношения. Только саамские шаманы - нойды - имели способность определять, есть ли «божество» в каком-либо объекте или оно ушло. Особым почитанием у саамов пользовались каменные «сейта» - божества, живущие в камнях. Именно на эти «жилища» божеств сегодня перенесено и само понятие «сейдов». Наиболее распространенные сейды - это большие камни, установленные на ножки из маленьких камушков, и камни, поставленные друг на друга. Есть живой сейд, есть мертвый. Все они разделяются по этому признаку - факт, в среде исследователей сейдов не обсуждаемый. Так вот я думаю, что Света тоже чувствует, живой камень или Нечто уже из него ушло. По-другому эту ее любовь в каменюкам я объяснить не могу))))).

ВОСКРЕСЕНСКИЙ СКИТ

Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты , главной гавани Валаама, в том месте, где по валаамскому преданию апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест. На горе издревле стояла часовня, освященная во имя святого апостола. В конце XVIII-начале XIXвв поблизости подвизался иеромонах Никон, по имени которого получили название Большая и Малая Никоновские бухты. Рядом с часовней находились деревянные кельи для монастырских рыбаков. В 1896 году благотворитель Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10 000 рублей. В 1901 году с помощью взрывов в диабазовой скале сделали углубление, заложили фундамент, летом 1902 году началась кладка стен. Всего за год храм вчерне был готов.

Воскресенский скит тоже состоит из двух церквей. Нижний храм по желанию игумена Маврикия был устроен наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Опять низкий тяжелый потолок, мощные каменные своды. Справа расположен небольшой иконостас белого итальянского мрамора, слева - сень, в глубине расположен придел Ангела. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Святого Гроба, где находилось мраморное ложе Спасителя с подлинной частицей камня Гроба Господня из Иерусалима.

А верхний летний храм очень нарядный и праздничный. И все его убранство, и освещение напоминает о Светлом Христовом Воскресении. Все иконы написаны валаамскими монахами. Лишь иерусалимский образ Божьей матери был пожертвован московскими купцами в благодарность за устройство валаамского подворья. Самое интересное здесь - фаянсовый иконостас. (см. фото). В прошлом году в Чернигове в одном из музеев гид показывал нам обломки фарфорового иконостаса одной из украинских церквей, и я в мыслях представляла, как бы это смотрелось в неразбитом состоянии. И вот - увидела)))).

С 1970х годов в скиту находилась туристическая база, в самом храме был клуб, были танцы и кино. Сейчас в скиту размещается паломническая служба монастыря.

В 2005 был освящен после реставрации нижний храм, в 2006 - верхний, начались службы. После окончания наружной реставрации золоченый крест Воскресенского собора, как и прежде, служит ориентиром для прибывающих на Валаам судов - Большая Никоновская бухта приспособлена для приема больших судов и если вы купите круиз на теплоходе, то на Валааме причалите к берегу именно здесь.

Посещение и Валаама и Спасо-Преображенского собора и Воскресенского скита было окрашено чем-то радостным и светлым. Я не могу это объяснить, но поездка была на удивление легкой и ненапряжной. То ли мы приехали в таком настроении, то ли остров нас так принял - не знаю. И с погодой повезло.
В заключении нашей очень и очень приятной экскурсии нас ждал обед в трапезной Воскресенского скита. Обед был достойный, все вкусно, всем всего хватило, экскурсанты выходили из трапезной с довольными лицами.

Отплывали в Сортавалу мы из Большой Никоновской бухты. У причала уже стояло три больших круизных теплохода, нам пришлось пройти сквозь них к нашему «Серафиму». На причале много сувениров, на любой кошелек и вкус.

Делаем еще пару снимков и отчаливаем. Наше карельское путешествие заканчивается, завтра утром мы уедем на поезде в Петербург. Но планы на следующий визит в Карелию уже сверстаны, туристический список, хоть и небольшой, уже составлен)))). Только бы отпуска хватило....

 

Источник:   http://www.otzyv.ru/read.php?id=98697

Места:
Валаамский монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии