Центры паломничеств
Паломничества

04 Апреля 16Мария Травкина

Наше паломничество в Александро-Свирский монастырь

12 и 13 июля мы паломничали в Александро-Свирский монастырь. Ехали на своей машине, муж - за рулём, я и Мишаня - в качестве пассажиров. В один конец нам ехать более 270 км, тяжело, конечно, и мне, и Мишке пришлось. К тому же меня не отпускала боль в шее, но я всё же решила не откладывать запланированную поездку.

Забегая вперёд скажу, что монастырь вдали от городской суеты, на лоне природы - это совсем особенная вещь... И пребывание там ни с чем не сравнится.

Сразу после съезда с кольцевой на Мурманское шоссе по обочинам стеной встал лес. Сначала это была обычная пригородная "зелёнка", потом пошёл смешанный лес, в районе Синявино - сухой сосняк, дальше - густой ельник или сосны с подлеском - в общем, самая настоящая непроходимая тайга. Изредка встречались поля, ничем не засеянные, населённые пункты (сразу скажу - и шоссе отличное, и указатели, разметка - всё как надо). Пересекли несколько крупных рек (Нева в верхнем течении, Волхов, Сясь, Паша, Оять, Свирь) и бесчисленное количество мелких - славен Северо-Запад России обилием водных артерий (про озёра вообще молчу). ))) Мурманское шоссе огибает с юга Ладожское озеро и далее идёт на северо-восток. Пару раз останавливались - поесть и размять ноги. Цивилизация дошла и в этот край - придорожные кафе тут очень неплохие, впрочем, приходилось кушать и на природе. На дорогу ушло где-то 3 с половиной часа. Проехали поворот на Введено-Оятский женский монастырь - везде стоят указатели, так что даже без навигатора заблудиться сложно. Миновали миленький городок Лодейное Поле, основанный ещё в конце 18 века - обилие частных домишек и мало многоэтажек. У поворота на монастырь стоит часовенка-указатель, выполненная в бело-зелёных тонах, как и все монастырские здания. От трассы ещё километров 5 в сторону - до деревни Старая Слобода, у которой и расположен монастырь на берегу красивейшего Рощинского озера.

Рощинское озеро.

Церковь вмч. Пантелеймона на острове Рощинского озера. Паломники этот храм не посещают.

Около монастыря, в центре деревни, есть стоянка, к которой то и дело подкатывают автобусы и автомобили. Мы же сразу двинулись в местный паломнический центр, где, как я узнавала, можно недорого снять номер. Правда, без бронирования снять можно только шестиместную комнатку в одноэтажном хостеле с общими удобствами, куда надо ходить через улицу по веранде (хотя удобства очень даже цивильные, и горячая вода и душ из титана). Нам выделили такую комнатку, сказав, что более никого не подселят, а заплатим только за 3 койки. Обстановка была очень милая, деревянные двухъярусные кровати, сетка от насекомых на пластиковом окне - но я как легла пластом, так и лежала часа два, пока земля не перестала качаться под ногами. Лежу и слышу, как благовестят ко Всенощной - пять часов уже...

Отлежавшись и перекусив в местном кафе "Паломник" (правда, там несколько досаждала навязчивая музычка - кафе не монастырское, а просто само по себе, впрочем, кормят недорого и очень прилично), поползла-таки на Всенощную, успела немного постоять и помолиться в старинном каменном, невероятно холодном храме, куда вела лестница из очень крутых кирпичных ступеней. Братский праздничный хор - выше всяких похвал; как мне потом сказали, певчие, в основном, не из братии монастыря, а нанимают со стороны. Батюшка помазал маслом щедро - даже в глаз натекло. ))) А вокруг храма по верху - галерея с окошками-бойницами; за балкой свили гнездо ласточки, - Мишаня, завидев их, пищал от восторга. Мишка быстро устал, пошла с ним погулять, а папа остался на молитве. Всенощная - не такая уж и длинная, менее 3 часов. Вечером даже не успела исповедаться - храм, как и все монастырские здания, закрывается в 8 вечера; часть исповедников батюшка просил прийти утром.

Наше паломничество в Александро-Свирский монастырь.
Галерея Троицкого храма, где я молилась на Всенощной и на Литургии. За галереей видна самая древняя постройка обители храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный ещё во времена преподобного Александра великим князем Иваном Третьим.

Храм Покрова.

Колокольня храма Покрова.

Наше паломничество в Александро-Свирский монастырь.
Церковь, построенная Петром Первым для солдат, находившихся на излечении в монастыре во время Северной войны.

Троицкая часть монастыря (с Троицким собором и храмом Покрова).

Распятие на галерее Троицкого храма.

Прошлись до монастырской трапезной, где можно поесть за пожертвование в любое время: Мишане там почему-то не очень понравилось - специфический запах не то ладана, не то каких-то ароматических трав, поэтому решили питаться в кафе. Зашли в свечную лавку, которая на самом деле - целый приличный по размерам магазин, в закрывающуюся уже часовню, построенную на месте, где прп. Александру явилась Святая Троица в виде трёх Ангелов... К мощам преподобного уже не успели, поэтому решили приложиться завтра. Погуляли по дорожке ведущей вдоль озера из Троицкой части монастыря в Преображенскую; совершенно дивная панорама! Вообще - место какое-то невероятно насыщенное, при этом - очень тихое и спокойное... как же не хотелось оттуда потом уезжать! Невероятная какая-то полнота бытия.

Наше паломничество в Александро-Свирский монастырь.
Преображенская часть монастыря, где и находится трапезная, а также - Преображенский собор, где пребывают мощи преподобного, часовня Св. Троицы, братское кладбище и церковная лавка.

Моё внимание привлёк огромный рыже-белый мохнатый котище - несомненно, местной лесной породы, с наглым взором крадущийся в траве за видимой только ему дичью. Судя по откормленной морде и уверенной поступи, принадлежал он как минимум самому наместнику. ))) Как я узнала позже, при монастырской трапезной кормится немало кошек, и никто из них не голодает.

Вечером в пустующий хостел неожиданно начали массово заселяться паломники, желающие причаститься за ранней Литургией. Как-то всех благополучно расселили, хотя горячей воды помыться хватило уже не всем. После захода солнца холодает сразу, и ощутимей, чем в Петербурге. И тут выяснилось, что звукоизоляция в брусчатом здании - минимальная. В соседнем номере ближе к полуночи мужской голос начал вычитывать молитвенное правило, пришлось деликатно постучать...

Ночь. Хотя и говорит пословица, что "Петр и Павел день убавил", ночи тут по-прежнему белые. Около полуночи из-за леса, который виден из нашего окна, всходит огромная оранжевая луна. Заснуть получается не сразу - кровать жестковата для моей больной спины. Целых два с половиной часа спала как ангел... В половине третьего просыпаюсь от жуткого лая, визга и воя - где-то в лесу гуляет собачья стая. Я было думала, что идут разборки с волками, но меня потом заверили, что волков тут вроде как нет (?). Медведи водятся, мелкое зверьё - тоже... видели и рысь, которая готовилась прыгнуть сверху на девочку... А воют, скорее всего, собаки. Но мне от этого не легче. Звуки собачьей гульбы сопровождает дуэт: мужской храп с одной стороны и женский - с другой. Муж просыпается, нервно ворочаясь; ему надо выспаться, завтра ведь машину вести. Выхожу на улицу; холодно. Красная заря на месте закатившегося солнца через какой-нибудь час сменится зарёй восхода. Муж благополучно засыпает, а я нахожусь в состоянии полусна уже до самого утра.

Утром в половине седьмого соседи начинают подниматься на раннюю Литургию, будят мальчишку - Мишкиного ровесника. Парень пытался, было зареветь, но папа там - без лирики: живо отправил его умываться.))) Я тоже думаю встать, но боюсь побеспокоить своих, и поэтому лежу - пойду на позднюю, в 10 часов. Мишка всё равно просыпается в половине девятого, папа тоже уже не спит, поэтому собираюсь без проблем. Помня, что поздняя Литургия будет в холодном Троицком храме, одеваю поверх сарафана ветровку, вниз - колготки и кроссовки на толстой подошве. Правда, потом мне всё равно делается холодно, несмотря на то, что на улице уже с утра - жара. Позже муж приносит мне в храм ещё и толстую кофту.

На поздней Литургии молящихся совсем мало - то ли все были на ранней, в другом, более тёплом Преображенском храме, где и почивают мощи преподобного, то ли ещё почему... но я к такому полупустому храму совсем не привыкла. Детишек нет совсем; в основном, молятся женщины разного возраста - и юные совсем девушки, и женщины постарше, правда, привычных нашему глазу бабушек тоже нет. Мужчины тоже есть, но несколько человек всего. Мишаня, увы, побывав накануне здесь, почему-то утром отказался идти на Причастие, хотя у нас в приходе с этим проблем никогда не было. То ли испугался непривычной обстановки, то ли ещё почему... а муж к Причастию не готовился, поэтому остался с Мишкой - завтракать и собирать вещи, ибо к 12 часам номер следовало уже освободить.

Исповедовавший батюшка, иеромонах Игнатий, средних лет, с мягким взглядом и таким же мягким голосом, оказался необыкновенно добрым и ласковым; говорят, что женщины очень любят приходить к нему на исповедь. Он ещё к тому же оказался и очень мудрым и понимающим и дал мне пару очень дельных советов; если бы я не знала, что он - монах, я бы подумала, что он не понаслышке знает семейную жизнь. Потом он благословил меня изредка выходить на улицу, греться - если уж совсем стану замерзать. Женщины за свечным ящиком одеты чуть ли не в валенки... С улицы хорошо слышно пение хора, и можно молиться и у входа. периодически кто-то из братии приходит в храм, потом уходит... у меня сложилось впечатление, что насельники монастыря молятся где-то отдельно, в другом храме, не вместе с прихожанами.

В этом храме мне нравится всё - и иконы, хотя и не старинного письма - храм построен в конце 18 века, - и замечательные фрески на библейские сюжеты. мне запомнилась одна, где рассказана трагическая история Симеона и Левия и сестры их Дины. Фрески, видимо, восстанавливали... На круговой галерее даже не особо ветрено, несмотря на то, что снаружи ветер довольно сильный. Слева от входа стоит Распятие, где можно поставить свечу "за упокой"; я периодически выхожу туда, там немного теплее. Немного правее старенький монах готовит запивку. Пару раз всё же спускаюсь с крутой лестницы во двор и греюсь на солнышке.

Именно в этом храме я впервые столкнулась с таким неизбежным для монастырей явлением, как "паломники на пять минут". Позже один насельник, которого мы подвозили, когда ехали домой, рассказал, что такие паломнические группы весьма мешают молитвенной жизни монастыря. Стою я у входа, звучит Херувимская... вдруг в храм вваливается народ, все активно бегут к свечному ящику, глазеют по сторонам... Потом, когда греюсь во дворе, такая сцена повторяется ещё дважды. Во дворе экскурсовод рассказывает очередной группе про местные достопримечательности, затем ко-то опять-таки бежит к свечному ящику, а кто-то фотографируется на фоне храмов. Позже такие же группы я встречала у мощей преподобного, в свечной лавке (там очереди самые большие!), да и везде. Лишний раз убедилась, что правильно я сделала, когда в своё время не поехала в однодневное паломничество с посещением сразу трёх обителей, отстоящих друг от друга на весьма значительное расстояние. Что там можно успеть? бегом приложиться к святыням, бегом написать записки и приобрести благочестивые сувениры - мешочки с песочком и тому подобное?.. Нет, для того, чтобы хоть чуточку почувствовать, что такое монастырь, надо там пожить хотя бы недельку, даже двух дней будет мало.

Проповедь была удивительно короткой в сравнении с нашей приходской ситуацией - наш о. настоятель запросто может говорить по полчаса и более. Объявили сбор в помощь украинским беженцам - так было по всем российским храмам, по распоряжению Святейшего Патриарха. Самое интересное, что у меня ничуть не болели ноги - обычно я всегда хоть разок, да присяду - и перестала ломить шея; я вообще про неё, болезную, забыла.) Причащал нас совсем молодой иеромонах, волновался очень. Глядя на него, вспомнила нашего Колю, который много лет алтарничал у нас в Токсово - потом он принял постриг с именем Николай в этой обители - я его хорошо понимаю... Теперь он - иеромонах Николай, одно время жил в монастыре в качестве секретаря местного епископа (тут у него резиденция, как я слышала), теперь его отправили поднимать приход в селе Шугозеро, невероятная глушь, старинный храм - всё, как полагается. Порой он всё же приезжает к нам в Токсово, навещает свою маму, приход...

После окончания Литургии выхожу во двор, где меня уже ждут мои, не забыв купить на память настенный календарь для нас и иконочки с флакончиком освященного масла - в подарок маме и Мишиной крестной. С крыльца спускается молодой батюшка - ему под ноги подкатывается какой-то шалый охотничий спаниель, неизвестно чей. Откуда взялся? Пару раз вильнув хвостом, продолжает своё путешествие по обители - ворота открыты настежь, любой заходи-забегай, никаких тебе привратников.))) Видела я даже паломника с маленькой собачкой под мышкой - благочестиво крестился и кланялся на ворота обители, потом пошёл с ней в свечную лавку (надеюсь, что не в храм!).

После обеда идём приложиться к мощам и набрать пару бутылочек святой воды. Водосвятная часовня устроена на месте колодца, который выкопал ещё преподобный; у обычных водопроводных кранов стоят две кружки - для тех, кто просто желает попить вкуснейшей холодной воды. Воду тут набирают канистрами, и не только паломники - ходит народ совсем не богомольного вида, но никому не возбраняется брать воду. Часовня находится у внутренних ворот обители; только туда, во внутренний двор, не положено заходить в шортах, а снаружи, на внешней территории, все ходят, как хотят.

Водосвятная часовня.

Доступ к святым мощам открыт с раннего утра; если не приехала очередная паломническая группа, то очереди нет. Храм середины 17 века, тёплый, тёмный и уютный какой-то; пол немного ниже уровня земли, для инвалидных колясок сделан пандус. В углу придела в честь преподобного сидит дежурный батюшка; мы тихонько подходим к раке со стеклянной крышкой. Из-под одеяния видны нетленные мощи святого - кисть и стопа. Мишка замирает, пораженный - я уже ему объяснила, как и что. Прикладываемся к стеклу, от него исходит слабое, еле различимое благоухание. Святый отче Александре, моли Бога о нас!...

Преображенский собор с колокольней.

На улице жара, обещанные 28 градусов в тени всё-таки состоялись. Единственный недостаток на территории обители - мало тени; все скамеечки находятся на солнце. Находим одну в тени монастырской стены, усаживаемся отдохнуть. Уходить не хочется...

Наше паломничество в Александро-Свирский монастырь.
Святые врата обители (Преображенской части); слева - часовня на месте явления Святой Троицы преподобному Александру.

Мои ушли вперёд - Мишка уже устал и хочет покачаться на качелях, что устроены у местного сувенирного магазинчика. Я задержалась - пошла посмотреть воинский мемориал, расположенный на монастырской территории. В годы войны здесь шли страшные бои. Мемориал ухожен - насельники обители стараются; свежие венки, свечи на каждой братской могиле. Внезапно с озера налетает ветерок и приносит целую тучу оводов; они атакуют меня и группу мам с детишками, сидящих на скамеечке на самом солнцепёке. Я спешно ретируюсь.

Колокольня Преображенской части.

Насекомые, по рассказам насельника - нашего попутчика - здесь свирепые. Оводы по три сантиметра длиной вылетают из леса и жалят до полусмерти наивных путников, желающих пройти к монастырю от трассы пешком. Я лично убила несколько штук у нас в номере - видимо, залетели через открытую дверь. А ещё пыталась отловить какое-то страшное чудовище - не то оно комар, не то - оса, местный подвид какой-то, длиной не менее пяти сантиметров, но мои попытки не увенчались успехом. По счастью, оно не пыталось нас укусить - наверное, самец попался.))) В лес тут я бы гулять не пошла - разве что в болотных сапогах и брезентовом костюме. Местные ходят - на рыночке продают стаканами лесные ягоды, а, по рассказам, грибов здесь - хоть косой коси.

Прощаемся с обителью... берём попутчика, за молитвы, хотя он и пытался предложить нам денег "на бензин". Спрашиваю Мишку - что тебе больше всего здесь понравилось? Отвечает - батюшка на велосипеде (видели одного) и коты!))) Самой себе на такой бы вопрос я ответила: самое удивительное в обители - это лица живущих здесь насельников. Эти люди и есть самое великое Божие чудо, которые может видеть каждый. Потому что, когда смотришь на них, то веришь воочию, что Бог - есть, и Он нас любит.

Источник:   http://www.stranamam.ru/post/8067049/

Места:
Александро-Свирский монастырь

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.