Центры паломничеств

20 Апреля 17священник Роман Колесников

На Святой Земле нужно побывать каждому христианину. День 4

В ИОРДАНИЮ!

С этого дня наше паломничество переместилось в Иорданию. Завтрак был ранний. В 6.30 мы уже ехали на большом автобусе - нас присоединили к другой группе.

По дороге к границе заехали в город Наблус к месту, где, по преданию, Христос разговаривал с самарянкой. В храме нас встретил престарелый настоятель отец Иустин: открыл алтарь, дал мне епитрахиль и разрешил прочитать с амвона Евангелие. Читал я, разумеется, диалог Фотинии самарянки с Иисусом Христом. Батюшка Иустин вынес для нас из алтаря сосуд с благоухающей кровью отца Филумена, который был убит иудеями в 1979 году за то, что на месте колодца Иакова установил кресты и православные иконы. Внизу в храме находится тот самый колодец Иакова, там же лежат мощи священномученика Филумена. Мы испили воды из колодца Иакова, помолились святым Филумену и Фотинии и поехали дальше.

Приходилось спешить, чтобы выехать из Израиля до обеда: приближался иудейский праздник Йом-Кипур, Судный день. Начиная с обеда этого дня, по Израилю в течение нескольких дней нельзя никуда передвигаться. Иудеи постятся, просят друг у друга прощения и идут к стене плача.

Запомнилась граница между Израилем и Иорданией. На израильской стороне все, кажется, было спокойно. А вот на иорданской... Все кричат, активно жестикулируют, торопятся. При въезде выяснилась любопытная деталь: если не хочешь, чтобы у тебя в паспорте стоял штамп о том, что ты посетил Иорданию, можно попросить поставить отметку на бумажку:) Связано это с тем, что отметка о посещении Иордании может стать препятствием для посещения некоторых арабских стран, враждующих с ней (таких как Сирия, Катар и пр.). Я никогда такого не видел и после некоторых колебаний ради эксперимента решил поставить штамп на отдельном листке.

К СВЯТЫМ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

После таможни переехали реку Иордан - и вот мы в Иордании. Здесь очень жарко. Мы долго ехали через бедные деревни, причем местный гид в это время рассказывала нам, что Иордания очень не бедная страна.

Через несколько часов мы, наконец, остановились.

Это был холм пророка Илии, с которого он был восхищен на колеснице. Здесь же он скрывался от преследования за свою ревность о Господе. По преданию, на этом же холме в пещере прятался и св. Иоанн Предтеча много столетий спустя.

Потом мы посетили пещерные кельи отшельников. В них раньше прятались от гонений первые христиане. Это не далеко от холма пророка Илии, и все это мы обошли пешком. Затем дошли источника Иоанна Предтечи, в котором он крестил приходящих к нему иудеев, позже христиане здесь устроили баптистерий.

Потрясающее впечатление производят руины монастыря прп. Марии Египетской. Здесь она ходила и подвизалась!

«НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА...»

Но это еще не все. Всего лишь в нескольких метрах отсюда находится Вифавара - место крещения Господа. Это невозможно описать словами - я был просто в шоке! Совсем не о многих местах я могу так выразиться (до этого подобное ощущение посетило меня только в Дивеево).

Нам рассказали, что русло реки Иордан переместилось, а раньше, во времена Христа, проходило здесь. Сейчас это полузасохшая впадина. Вы только представьте: расстояние отсюда до Иерусалима - тридцать километров, до Иерихона - восемь километров!

Св. Мария Египетская тоже здесь ходила. Около Иерихона было место переправы через Иордан. По ней она и перешла в пустынное место.

На месте крещения Господня были сооружены Крестильня и храм, по боковым нефам которого люди проходили прямо к месту крещения Господня, чтобы искупаться в живительных водах святой реки Иордан. А некоторые в прошлом сподобились даже принять здесь крещение.

Пока мы слушали гида и переживали свое пребывание на этом святом месте, мне подумалось, как верны слова пословицы: не место красит человека, а человек - место. Те места, которые мы посещаем, очень невзрачны, можно сказать, даже не привлекательны или, по крайней мере, будничны. Ну, какая красота в пустыне, усеянной колючками? Но люди и Бог сделали их святыми. Я подумал, что если Господь благословит на следующий день служить Литургию, надо будет обязательно сказать об этом в проповеди.

Помолившись, мы поехали на Подворье Русской Духовной Миссии. До нее было три минуты езды на автобусе. Оказавшись всего в нескольких километрах от места крещения нашего Спасителя, мы переоделись и снова поспешили на Иордан. Отслужили водосвятный молебен и все по очереди окунулись. Сам Иордан в том месте, где мы купались, представляет собой речушку шириной в пять, максимум десять метров. Вода зеленоватая и солоноватая (все-таки впадает в соленое Мертвое море). Мы испытали необыкновенное воодушевление! Спели все вместе тропарь Крещению Господню, а потом - все, что знали наизусть! Слава Богу, сподобившему нас такой благодати !!!

Источник:   http://hram-aif.ru/na-svyatoj-zemle-nuzhno-pobyvat-kazhdomu-hristianinu-den-4/