Название: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Июль 13, 2010, 09:02:04 Интересно, почему в Византии произошла такая деградация изобразительного искусства, как бы европейское Возрождение наоборот ?
Вот, для сравнения - Бюст императора Константина (4-й век) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Constantine_Chiaramonti_Inv1749.jpg (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Constantine_Chiaramonti_Inv1749.jpg) Известная мозаика с Императором Юстинианом в Равенне (6-й век) http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Justinian_mosaik_ravenna.jpg&filetimestamp=20051025232947 (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Justinian_mosaik_ravenna.jpg&filetimestamp=20051025232947) Изображение императора Василия 2-го (11-й век) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Basilios_II.jpg (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Basilios_II.jpg) как видно, отсутствуют пропорции, качество рисования персонажей значительно уступает более ранним. Изображение императора Мануила Комнина (12-й век) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Manuel_I_Comnenus.jpg (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Manuel_I_Comnenus.jpg) Это вообще уровень школьной стенгазеты :) Что же такое произошло все-таки в Византии ? Интересно, что в это время качество художественных работ в Западной Европе не снижается, а только повышается. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Olga от Июль 14, 2010, 07:22:54 Роман, то, что изобразительное искусство в Византии деградировало - вы определили, опираясь на собсвенное художетвенное видение?
По вашему - это уровень стенгазеты? Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Olga от Июль 14, 2010, 07:28:26 Роман, в этом портете прекрасно передано настроение воина, выражение его лица.
Мне было бы неитересно вести бестолковый спор. Ели вы утверждаете, что изобразительное искусство в Византии деградировало - приведите цитаты ученых, искуствоведов на эту тему. А рассуждать отталкиваясь от вашего утверждения, что произошла деградация как-то странно. Давайте сначала убедимся, что деградация действительно произошла. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Olga от Июль 14, 2010, 07:35:05 Если был факт такой деградации, уверена - на эту тему написан ни один труд, искуствоведческая диссертация и т.д.
Задавать подобный вопрос на форуме, на котором как минимум нет людей - профессионалов в этом вопросе - странно. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Июль 14, 2010, 07:57:38 А причем здесь "профессионалы" ?
У нас у всех есть глаза и мы все видим, что уровень греко-римских произведений искусства выполненен более реалистично, чем это. Или не так ? "Профессионалы" Вам "докажут" (или уже доказали в своих диссертациях), что "Черный квадрат" Малевича есть ШЕДЕВР. Обратите внимание на пропорции в портрете. Как размеры рук сопоставляются с размерами лица ? Вы ведь оканчивали художественное учебное заведение... Я и спрашиваю, почему от греко-римских пропорций произошел переход к таким вот непропорциональным изображениям ? Может быть, в период Иконоборчества поразгоняли специалистов ? Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Olga от Июль 14, 2010, 08:04:14 ... у нас у всех есть глаза и мы все видим - не аргумент.Ваше утверждение - "произошла деградация" - не аксиома. Это ваша личная точка зрения. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Июль 14, 2010, 09:05:53 Ну ладно. Допустим, я не понимаю ... допустим, не деградация ... допустим, просто изменился стиль рисования.
С чем это вообще связано ? Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Olga от Июль 14, 2010, 09:15:43 Не искусствовед.
Не знаю. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Сергей от Июль 15, 2010, 02:19:57 Ну ладно. Допустим, я не понимаю ... допустим, не деградация ... допустим, просто изменился стиль рисования. Может с тем, что перед художниками стояла задача изобразить то , что гармония не самое главное? А главное-умерщвление плоти для приготовления в переход в мир иной?С чем это вообще связано ? Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Olga от Июль 15, 2010, 07:06:34 Умерщвление плоти для перехода в мир иной - есть самоубийство,
Сергей. Смысл христианских подвигов - в усмирении страстей, достижении состояния святости. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Июль 15, 2010, 07:51:19 Может быть, все это действительно связано с каким-то изменением мировосприятия.
Потому что основная первопричина такого изменения стиля - это то, что именно такой стиль теперь удовлетворял богатых заказчиков. В общем, такое ощущение, что перед нами как бы две Византии - одна до 7-го века (Римская империя), а другая - после (другое государство). Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: batushkaroman от Январь 08, 2011, 10:23:23 Деградацией иконографию может назвать только ... э человек, который не в курсе дела.
Если говорить о мозаике, то нужно сказать, что мозаичные изображения они своеобразны из-за самой мозаики. Изображения могут быть весьма НЕ профессиональными и стиль роли не играет. Если говорить о самом стиле, то нужно сказать следующее: Этот стиль сформировался в связи с той задачей, которая стояла перед художниками. Задача такая: передать реальность Царства Небесного и изобразить святого в этом Царстве. Задача сложная. Так вот и родился такой художественный стиль, который развивался именно в противовес "спортивно-подиумнуму" стилю красивых статуй. Из шедевров лично мне очень нравится "Владимировская" и продолжатель этого стиля преп. Андрей Рублёв и его "Троица" Иконы, написанные в этом стиле, очень информативно ёмкие потому, что преследуют особую цель - передать богословский смысл происходящих священных событий. Вот растолкуйте мне изображенное на иконе Рождества http://www.zlatoriza.ru/uploads/items/big/51-10-01-0001.jpg (http://www.zlatoriza.ru/uploads/items/big/51-10-01-0001.jpg) А точнее, что необычного: куда смотрит Божия Матерь ? прав. Иосиф - кто там с ним беседует? Звезда. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 09, 2011, 01:37:36 Я согласен, что иконография в Византии - это шедевры и новое направление в искусстве вообще.
А вот почему исчез академический стиль изображения, который был во времена античности ? Он что, оказался настолько невостребован в том обществе ? C чем это связано ? Ну не верю я, что все византийцы были такими уж рьяными христианами, что ничего другого от художников и не хотели. Так же и пили, и блудили. Иначе бы просто не сдали Костантинополь крестоносцам в 1204 г. Ведь более логично было бы параллельное существование и академического стиля, и иконографии. Как сейчас, например, существует и исполняется и классическая музыка, и джаз, и рок, и попса. Или сейчас существуют и пишутся иконы, и классические картины, и авангардные работы. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: mihaelle от Январь 09, 2011, 01:37:08 Не удержусь и влезу в дискуссию -- тема интересная.
На мой взгляд, топик Романа не правильно понят комментаторами. Как я понимаю, администратор говорил в первую очередь не об отсутствии смысловой нагрузки в работах художников, а о деградации изобразительного искусства Византии. Посмотрим еще раз на ссылки топика. (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/Constantine_Chiaramonti_Inv1749.jpg/394px-Constantine_Chiaramonti_Inv1749.jpg) Старая школа, которая досталась по наследству. Антично-римский реализм. Смотрим на линии под глазами, около губ и прочие детали. Тут есть и смысловое преувеличение (глаза, общее выражение лица). Цель -- создать осязаемый образ для восхищения. Кстати, эта тенденция в изобразительном искусстве получила вторую жизнь в эпоху Ренессанса. Но, дальше, все хуже. (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/Justinian_mosaik_ravenna.jpg) Читаю комментарии протоиерея Романа. Если говорить о мозаике, то нужно сказать, что мозаичные изображения они своеобразны из-за самой мозаики. Да, конечно, они своеобразны из-за самой мозаики. Но, это не оправдывает непропорционально длинные ноги и короткий торс. И, причем тут это: Этот стиль сформировался в связи с той задачей, которая стояла перед художниками. Задача такая: передать реальность Царства Небесного и изобразить святого в этом Царстве. Задача сложная. Так вот и родился такой художественный стиль, который развивался именно в противовес "спортивно-подиумнуму" стилю красивых статуй. Т.е. в противовес правильным пропорциям развивается стиль, основанный на искажении человеческого тела изображающий Царство?! Тогда, это весьма странное Царство... Повторюсь, речь идет не о сюжете а, о технических ошибках художников. Далее. Посмотрим комментарии Ольги. (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Manuel_I_Comnenus.jpg) Роман, в этом портете прекрасно передано настроение воина, выражение его лица. Посмотрите на кисти рук, на размер головы. Что этот воин мог бы противопоставить противнику? Меч он вряд ли бы смог держать. Но, возможно, что надменное выражение лица и большая голова отпугнула бы противника на какое-то время… Вернемся к сути поста. Не думаю, что художники намеренно искажали пропорции в угоду смыслу. На лицо угасание самой школы изобразительного искусства, которое шло в параллели с угасанием самой Византии. Возможно, что в какой-то момент недостаток техники в какой-то момент стал поворотным. Появилось понятие "стилизация". Т.е. упрощенная и (или) усиленная подача визуального ряда в угоду смыла. Поскольку Русь была прямым приемником Византийской культуры, подобный стиль в церковной живописи стал каноническим, и используется до сих пор. И, резюмируя. Почему, творение наших предков обязательно воспринимается как де-факто шедевр? Мало что-ли было в то время шарлатанов и неумех? Ну, написал, допустим, некий Вася чей-либо портрет. Ну, по каким-то причинам он сохранился до наших дней. Почему он должен по умолчанию восприниматься как шедевр? Нужно же смотреть объективно и уметь различать, что является истинным творением, а что является историческим мусором. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 09, 2011, 06:14:03 С возврашением, Михаил ! ;)
но все-таки в мозаике нет непропорциональностей ... Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: mihaelle от Январь 09, 2011, 06:37:23 но все-таки в мозаике нет непропорциональностей ... Есть :) Если взять например второго справа персонажа (в белом, держит книгу). Смотрим на размер ладони относительно головы. Руки короткие относительно такой длинны тела, ног... ну, и т.д. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 08:58:57 Ну, согласен ... Есть в мозаике некоторые несущественные непропорциональности, но это все-таки мозаика, да и по ходу, могут быть погрешности фотографирования, когда изображение, которое было на вогнутой поверхности, переносится на плоскую.
Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: palomnik2 от Январь 10, 2011, 11:38:24 Я бы всё-таки прислушался к мнению о. Романа.
Первые два примера - это художество. Вторые два - это иконы. Написаны они по разным правилам. Произведение искусства создаёт художник. Он это делает так, как ему нравится, на свой вкус. Иконы так не пишутся. Существуют строгие правила как можно писать, а как нет. И именно после иконоборчества, в 10-11 вв. сформировался Великий Византийский Иконографический Канон. Кратко: Пропорции фигур - известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Тип лица и выражение - овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Игнорирование линейной перспективы - любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу. Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания. Цель - показать человека не этом мире, как католики - где в иконографии присутствует и игра светотени, и анатомическая живопись, и трёхмерный объём, а в загробном, где нетварный свет не даёт тени и мы не можем видеть объём. Традиция кстати пошла от византийский надгробных изображений, которые передавали изображение лица как бы с того света. Византийская постиконоборческая традиция донельзя отточила эти художественные приёмы. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: palomnik2 от Январь 10, 2011, 11:55:46 Западно европейское же изобразительное искусство, в частности, итальянское, развилось в общем-то в основном на образцах доиконоборческой византийской мозаики. Будучи филокатоликом, не могу не признать что искусство католических стран поистине впечатляет. Но в то же время византийская икона передаёт такую глубину духовности, несёт столько информации, что католикам и не снилось передать.
Грубо можно сказать так: западное искусство радует глаз, византийское - душу. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 04:08:57 Так а что же всё-таки произошло с академическим стилем ? Почему он все-таки исчез и с чем это связано ?
C милитаризацией и сверхцентрализацией государства, когда есть монарх, военная аристократия и духовенство с одной стороны, и есть все остальные с другой стороны (бесправное "третье сословие") ? Может быть, просто церковь и государство под предлогом ереси и вольнодумства разогнали и позакрывали эти художественные школы, а так как эмигрировать с целью продолжать свою деятельность в ту пору было некуда (с одной стороны, мусульмане, а с другой стороны варварские государства Европы или вообще племена), то направление просто заглохло. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: palomnik2 от Январь 10, 2011, 05:44:14 Так а что же всё-таки произошло с академическим стилем ? Почему он все-таки исчез и с чем это связано ? Думаю, что как раз-таки эмигрировали в Европу - Италия в ту пору переживала ранний Ренессанс, и они пришлись таки ко двору.C милитаризацией и сверхцентрализацией государства, когда есть монарх, военная аристократия и духовенство с одной стороны, и есть все остальные с другой стороны (бесправное "третье сословие") ? Может быть, просто церковь и государство под предлогом ереси и вольнодумства разогнали и позакрывали эти художественные школы, а так как эмигрировать с целью продолжать свою деятельность в ту пору было некуда (с одной стороны, мусульмане, а с другой стороны варварские государства Европы или вообще племена), то направление просто заглохло. С другой стороны, Византия становилась всё меньше и меньше - основные мастера старой школы жили как раз в Сирии и Египте, так что ничего удивительного, что с 7 века мы о них мало что слышим. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: mihaelle от Январь 10, 2011, 06:23:09 Цитата: palomnik2 link=topic=387.msg8319#msg8319 date=1294648704 Иконы так не пишутся. Существуют строгие правила как можно писать, а как нет. И именно после иконоборчества, в 10-11 вв. сформировался Великий Византийский Иконографический Канон. Никто же не спорит. Иконопись в привычном для нас виде имеет свои определенные законы и приемы. Но сформировались они не сразу. Вот, например, Апостол Петр. 6 век. Античный реализм: (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Petersinai.jpg/332px-Petersinai.jpg) А далее, я предположил, что плавное угасание Византии влекло за собой угасание художественной школы как таковой. И, как следствие, художники (иконописцы) уже не обладали необходимыми техническими навыками для правильного изображения человеческих фигур (худ. деградация, о которой в самом начале говорили), а это в свою очередь породило диспропорциональность в изображениях. Когда же иконопись начала набирать обороты (после завершения периода «иконоборчества»), стиль предшественников был взят за основу, доработан и канонизирован. Но это лишь мое предположение. Официально считается, что художники-иконописцы осознанно пришли к ныне нам известной техники. Цитируем открытые источники: « Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх… и.т.д. ». Но, как на самом деле было – осознанно или нет, никто возможно не знает. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: palomnik2 от Январь 10, 2011, 06:34:24 Я всё же не думаю, что для правильного изображения фигур нужны какие-то навыки. По этой логике, лангобардские варвары никогда бы не научились творить мировые шедевры. Всегда можно научиться, имея перед глазами образцы.
Думаю, что это было сознательное каноническое решение. К тому же есть конкретный автор иконографических канонов - Иоанн Дамаскин. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 06:38:46 Никто же не спорит. Иконопись в привычном для нас виде имеет свои определенные законы и приемы. Интересно, а где эта икона была написана ?Но сформировались они не сразу. Вот, например, Апостол Петр. 6 век. Античный реализм: (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Petersinai.jpg/332px-Petersinai.jpg) Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: mihaelle от Январь 10, 2011, 06:42:58 Цитата: palomnik2 link=topic=387.msg8333#msg8333 date=1294673664 Всегда можно научиться, имея перед глазами образцы. Ну, если бы все было так просто, каждый бы второй по своему желанию рисовал бы не хуже да Винчи. Образа перед глазами мало. Нужна Школа - т.е. комплексное обучение, преподавание основ, контроль ошибок и прочее. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 06:44:33 Вот, кстати, тоже известное изображение. Помню, было даже в школьном учебнике по Истории Средних Веков
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Greekfire-madridskylitzes1.jpg) Изображение начала 12-го века. Ну ... я, конечно, не искусствовед, но на таком где-то уровне мы рисовали в детстве карикатуры. :) Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 06:47:17 Ну, если бы все было так просто, каждый бы второй по своему желанию рисовал бы не хуже да Винчи. Согласен. Для подтверждения достаточно взять в руки карандаш и попробовать что-то нарисовать :)Образа перед глазами мало. Нужна Школа - т.е. комплексное обучение, преподавание основ, контроль ошибок и прочее. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: batushkaroman от Январь 10, 2011, 08:17:16 Согласен. Для подтверждения достаточно взять в руки карандаш и попробовать что-то нарисовать :) Повторюсь, что дело не в стиле, а в мастерстве художника. Сейчас мы имеем огромную массу икон и росписи в т.н. академическом стиле, которые похожи на детскую мазню. Всё дело в задаче, которая преследуется художником. Детский ответ: всё тут странное и не понятное и поэтому я это отвергаю, не подходит для раскрытия вопроса. А с иконой Рождества кто растолкует ? :) жду... Или сильно детская ? Повторю вопрос: Куда смотрит пресв. Богородица? Кто стоит перед прав. Иосифом? Что особенного в изображении звезды? (http://rusk.ru/images/2008/9550.jpg) У меня ещё есть пару сильно "детских" икон (http://days.pravoslavie.ru/Images/ib1043.jpg) Вот Преображение. Вопрос: Почему на всех канонических иконах Христос находится в черном круге ? тоже самое на иконе Вознесения (http://www.calend.ru/img/content_images/i0/458_or.jpg) Спас в силах (икона выполнена Иконописной мастерской Митрофановых (http://www.ikonostas.ru/), автор - Митрофанова Лидия Николаевна) (http://www.ikonostas.ru/images/ico_05.gif) (художественное исполнение отличное!) Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 08:25:49 Батюшка Роман, тут вопрос в другом. А именно, почему исчез академический стиль рисования, который был во времена Римской империи ? Ведь, изобретение нового стиля отображения не подразумевает исчезновения старого. Например, в более позднее время появление романтизма не подразумевало исчезновение классицизма, а появление реализма не подразумевало исчезновение романтизма.
На мой взгляд, было бы более логичным для гражданских рисунков использовать и развивать академический стиль, а для икон использовать иконографию. Или я не прав ? Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: batushkaroman от Январь 10, 2011, 08:40:13 Батюшка Роман, тут вопрос в другом. А именно, почему исчез академический стиль рисования, который был во времена Римской империи ? Ведь, изобретение нового стиля отображения не подразумевает исчезновения старого. Например, в более позднее время появление романтизма не подразумевало исчезновение классицизма, а появление реализма не подразумевало исчезновение романтизма. Спортивно-гламурный стиль не подходит для христианского изобразительного искусства. Это почему его нет в храмах. (!) :)На мой взгляд, было бы более логичным для гражданских рисунков использовать и развивать академический стиль, а для икон использовать иконографию. Или я не прав ? Эпоха возрождения - это возрождения того стиля, который был до христианства, т. е. спортивно-гламурный если говорить кратко. Далее церковные художники пытаются найти некоторые возможности для "сплава" этих двух противоположных направлений. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 10, 2011, 08:44:41 Спортивно-гламурный стиль не подходит для христианского изобразительного искусства. Это почему его нет в храмах. (!) :) Хорошо. Ну а вне храмов? Например, изображение "греческого огня" чуть выше - это ведь вообще на уровне карикатуры нарисовано. Почему, например, в Византии не развивалось портретное искусство, когда богатый человек заказывал себе портрет ?Эпоха возрождения - это возрождения того стиля, который был до христианства, т. е. спортивно-гламурный если говорить кратко. Далее церковные художники пытаются найти некоторые возможности для "сплава" этих двух противоположных направлений. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Epafras от Январь 10, 2011, 08:58:54 Простите, свои "5коп". Мне кажется, что подтекст этого диспута сводится просто к нравственности того народа и того времени. Ну не мог в Византийской империи на государственном уровне явиться художник изображавший бы ПЛОТСКИ (мясисто) что-либо совершенное. Будь то император, либо церковная тематика. Отсюда и канон написания. Нравы времени не давали возможности этому развиваться.
Посему мы и "восхищаемся" языческим искусством античности, как общества довольно БЕЗНРАВСТВЕННОГО. Вот и эпоха Ренессанса - тоже своего рода индикатор МОРАЛЬНОЙ ДЕГРАДАЦИИ Европы. Кстати, есть любопытные аналогии по этому поводу с диспутом о "филиокве" - "плотская" трактовка Троичного творения в католицизме и как развитие - явление Ренессанса... Поэтому следует глянуть на вещи реальнее, а чем же мы восхищены? Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Сергей от Январь 17, 2011, 04:17:51 Простите, свои "5коп". Мне кажется, что подтекст этого диспута сводится просто к нравственности того народа и того времени. Ну не мог в Византийской империи на государственном уровне явиться художник изображавший бы ПЛОТСКИ (мясисто) что-либо совершенное. Будь то император, либо церковная тематика. Отсюда и канон написания. Нравы времени не давали возможности этому развиваться. . Применение церковных законов и их обязательная сила. Вот в чем сила изобразительного исскуства в Византии. Посему мы и "восхищаемся" языческим искусством античности, как общества довольно БЕЗНРАВСТВЕННОГО. Вот и эпоха Ренессанса - тоже своего рода индикатор МОРАЛЬНОЙ ДЕГРАДАЦИИ Европы. Кстати, есть любопытные аналогии по этому поводу с диспутом о "филиокве" - "плотская" трактовка Троичного творения в католицизме и как развитие - явление Ренессанса... Поэтому следует глянуть на вещи реальнее, а чем же мы восхищены? А не вовсе в вашей теории : " Ну не мог в Византийской империи на государственном уровне явиться художник изображавший бы ПЛОТСКИ (мясисто) что-либо совершенное. Будь то император, либо церковная тематика." И не отсюда совсе канон написания икон. Совсем не отсюда. Нет ни одной иконы, на которой не был бы изображен человек, будь то Богочеловек Иисус Христос, Пресвятая Богородица или кто-либо из святых. Вы полагаете, что в Византиии могли отойти как-то от этого правила? Согласно Дионисию, Бог есть совершенная Красота. Я не думаю, что во времена Византии , иконописцы видели в Святых только мясо. Название: Re: Деградация изобразительного искусства в Византии Отправлено: Администратор от Январь 17, 2011, 05:12:14 Тут можно долго рассуждать о том, почему церковный стиль так развился в Византии.
Но вот почему исчез академический стиль ? Лично мне кажется, что его просто принудительно искоренили. Не прямо, так косвенно. Если вспомнить, как и где изначально развился этот стиль и где он возродился, то возникает интересная закономерность. Развился стиль в независимых греческих полисах, а возродился - в небольших независимых итальянских республиках. Улавливаете сходство ? Торговля, независимость, участие в управлении, свободомыслие, вольнодумство ... А в Византии происходил как раз обратный процесс. В связи с натиском арабов, славян и других завоевателей происходили прямо противоположные процессы. Милитаризация. Феодализация. Страна делится на военные округа, которыми управляют военные. Уменьшение свободомыслия... Вот и всё. И отнюдь не все церковнослужители были тогда святителями и мыслителями, согласными на здоровую и объективную критику академических школ. Многим проще было воспользоваться административным ресурсом и под предлогом борьбы с ересью просто разогнать этих художников, а то и заточить их в темницы. Вот, живой пример. Как погибла Ипатия ? Наверное, приплыли разбойники со Средиземного моря, похитили её и впоследствие утопили, как Степан Разин персидскую княжну? Или, может, прискакали из пустыни кочевники и при набеге её зарубили ?
SMF - http://www.simplemachines.org
|