...яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы...
Точно.
Несомненно, такого понимание, которое мы обнаруживаем у того же Никиты Стифата и у многих других византийских богословов, связано с заимствованной у неоплатоников идеей эзотерического посвящения, с одной стороны, и с придворным церемониалом - с другой.
Не только неоплатоников тут надо вспомнить, не только восточный пышный "церемониал", но и Бытие, книгу Исход. Моисей не велел никому ходить вместе с ним на Синай. Более того - провел на горе Синай черту, заходить за которую было простым людям нельзя, и она, эта черта, видна до сих пор. Святыней является.
И это не была дискриминация.
По слову Иоанна Златоуста - у тех, кто дерзнул бы перейти черту, душа вышла бы из тела и устремилась бы за Господом. А это неправильно, потому что земное поприще необходимо пройти до конца, положенного Богом же.
Тяжела благодать Божия человеку грешному.
Странно, что этого не знали такие крупные богословы.
А знаете, что сказал один простой-препростой, но несомненно Божий человек, когда я с ним разговорилась на эту тему? "Видно, мало благодати получали они..."
Вот "придворный церемониал" на мой взгляд и есть "византизм".
Я очень и очень благодарна Вам, Светлана, за то, что Вы объяснили мне, что византизм - это, собственно говоря, все то, что накопила Церковь, начиная с 4-го века. А я и не знала. Я думала, что это понятие Уже. Оказалось, что византизм - это и литургика, и патрология (Никита Стифат
), и Никея, и Халкидон. А до-византизм, чистый и незамутненный - это первохристиане, о которых мы знаем очень мало, и к опыту которых
поэтому апеллируют все, начиная от Лютера и кончая всяческими адвентистами.
Про церемониал. В наше время никто не знает смысла этого церемониала. Да и сам церемониал мало кому известен. Те, кого мы именуем уставщиками, знают кое-что, но этого недостаточно, чтобы уяснить смысл богослужения. Для них есть "здесь тропарь, здесь поем на шесть, здесь поем на двенадцать, здесь "Чашу...", здесь..." И даже это, по нынешним временам, высочайшая и редчайшая квалификация. В 19 в. был Скабалланович, в 20-м владыка Афанасий (Сахаров). Вот это были литургисты! Только очень много
зная, можно вникать в смысл. Только тогда он откроется.
Учебник Красовицкой по литургике начинается удивительным примером: однажды решено было воссоздать Всенощное Бдение так, как оно должно быть по Типикону. Ничего не опуская и нигде не умствуя. На всю ночь. И вот - началО разворачиваться удивительное, глубоко торжественное богослужение, в котором никто ничего не понимал... Богослужение, которое удивительно преобразило, подняло всех присутствующих, но оно было обращено не к людям, нет! Не для людей оно было! Оно было - для Господа Бога, сотворшего вся. И было оно - максимумом того, на что способны люди-БОГОВИДЦЫ для Господа, чтоб хоть как-нибудь угодить Ему, чтоб не осквернить осиянное внимание Его словами, не из того сделанными...
Христос - Царь, почести царские важны, но, может, опоздать к началу богослужения, но примириться с ближним?
А как это возможно противопоставлять? Как это возможно расставить по пунктам в порядке умаления? Да, примирись с ближним. А потом - приди, будь любезен, к началу богослужения. Подчеркну - БОГОслужения!
Может, ничего страшного, если епископа кто-то батюшкой назовет?
По незнайке - может, и ничего. А если по небрежению - плохо.
И если (о ужас) задеть лампадку перед иконой, не выгнать вон этого неловкого?
Выгонять, наверное, не надо. Хотя меня много раз выгоняли по мере воцерковления, и я этим людям (кто меня выгонял) сейчас ужас (о ужас) как благодарна. Хотя тогда, в тот момент бухтела - мама не горюй.
У нас традиция есть (не каждый раз, но бывает) - стелить под ноги архиепископу платки, шарфы, чтоб он по ним прошел и посохом потюкал. Не участвую.
Буквально месяц назад и я бы не участвовала.
Так случилось, что в моем храме теперь проходят бОльщей частью архиерейские службы.
И пожаловалась я на это одному оптинскому монашествующему...
Мол, надоели мне все эти рипиды и трикирии, и хождения кругом.
Он так обалдел! Он был потрясен!
Он сказал: "Это почести, возносимые Господу нашему Иисусу Христу, и архиерею как Христу, а ты косорылишься!" Я застрадала и раскаялась...
Раскаялась до того, что присоединилась бы на данный момент к тем, кто постилают "платки и опоясания" под ноги носителю апостольской благодати.
Что, собственно, и написано в "Деяниях" про апостола Петра.