Центры паломничеств
Паломничества

04 Августа 09Александра Любимова

Константинополь-Царьград (записки современного паломника, часть 1)

Многим из нас знакомо название города «Стамбул». Многим известно также его первоначальное название «Константинополь». Но достаточно ли мы знаем об этом славном городе, о его значении в мировой истории, о его многочисленных святынях? Часто ли вспоминаем о той роли, которую суждено было сыграть Константинополю в деле принятия Русью православной веры? Часто ли мы задумываемся о том, что именно здесь зарождалась и формировалась идея православного царства, что именно этот город передал Москве, Руси великую эстафету православного государственного строительства? Недаром же наши предки называли его Царьградом.

Мне и двум моим подругам (все мы - церковные художники), посчастливилось недавно побывать в этом удивительном городе. И, думается, все мы согласны теперь в одном - мы побывали на святой земле.

Давняя мечта побывать в Царьграде-Константинополе наконец сбывается. Мы летим чартерным рейсом «Москва-Стамбул». Перелет ночной, что добавляет романтичности. Первое знакомство завязывается уже в самолете. Две наши соседки (обе - «челноки») начинают разговор «за жизнь». Русский человек всегда рад излить душу попутчику. Одна из наших соседок - Татьяна - занимается обувью, возит из Стамбула целые контейнеры, а ее муж сбывает добычу на московском рынке. Другая - Людмила - родом из Приморского края. После дефолта приехала в Подмосковье и открыла здесь собственную дизайнерскую фирму. По делам своей фирмы частенько теперь летает в Стамбул. Как тут не вспомнить знаменитое: «Есть женщины в русских селеньях»!

Ну а мы, не теряя времени зря, принялись за молитву. Акафист Благовещению Божией Матери - древнейший, пожалуй, из известных акафистов, и связан он как раз с чудесным заступничеством Царицы Небесной, данным Царьграду при нападении наших предков - язычников славян. Впрочем , глядя на историю Второго Рима, можно увидеть то же особенное покровительство Матери Божией, что и явленное Риму Третьему. И как замечательно легко, радостно читается этот акафист по дороге в Царьград, да еще «на воздусях».

Утром из номера гостиницы первым делом - к главнейшей святыне в Софию Константинопольскую. Всех наших «челноков» поселяют в русском квартале Лалели. Для православного паломника это крайне удобно - центр старого города. И дойти можно пешком практически в любой конец Константинополя. Вот мы и идем вдоль трамвайных путей в сторону Босфора. Собственно говоря, эта большая улица под турецким названием Орду Джаддеси есть древняя Меса - главная улица столицы, соединявшая ворота Святого Романа и Большой императорский дворец. Раньше вдоль нее шла крытая колоннада, от которой сегодня не осталось и следа.

Примерно на середине пути по левую сторону дороги, прямо у трамвайной остановки «Чемберли таш» мы видим темно-пурпурную, сейчас уже почти черную, охваченную металлическими обручами колонну на постаменте причудливой формы. Это - знаменитая колонна Константина Великого, венчавшаяся некогда его золоченой статуей. В основании колонны, ныне переделанном и замурованном, находился алтарь. Здесь 11 мая 330 года совершался молебен на освящение молодого города - Нового Рима (так назвал его император Константин, но в веках утвердилось другое название - Константинополь).

Дорога идет далее. Мечети и магазины, мелкие и крупные лавки, ларьки с сувенирами и стены увешанные коврами уже готовы поглотить целиком внимание паломника. Но еще немного, трамвайные пути поворачивают резко влево, и перед нами неожиданно возникает она - София.

Сразу, может быть даже трудно осознать все величие момента. Сероватые стены да груды древних камней - остатки храма Феодосия. Сейчас здесь музей, и процедура входа через турникеты с покупкой билетов ( довольно дорогих) заменяет для современного человека церемонию императорского входа.

Если не спешить сразу зайти внутрь, но трепетно «оттянуть» момент, можно вспомнить историю создания храма. Первый храм Софии Премудрости Божией, построенный самим Константином Великим, был поврежден при пожаре в 404 году. Второй храм выстроен на старом месте (скорее - восстановлен) при императоре Феодосии. Он во многом повторил план и устройство первого. Сейчас открыта часть фундамента этого храма, рядом лежат колонны, капители. После пожара при восстании «Ника» Великий Юстиниан создает непревзойденный шедевр духа и искусства - дошедшую до нас Софию Константинопольскую.

О том, как создавался этот знаменитый храм, как свозились в него со всего христианского мира материалы и святыни, написано немало. Империя христианская мыслилась как центр вселенной, Новый Рим - как центр империи, а София - как центр Нового Рима.

И вот, мы входим в нартекс. Над императорскими дверьми знаменитая мозаика с припадающим к ногам Христа Львом Мудрым. Так трижды падал ниц каждый император перед входом в храм.

Двери ведущие из нартекса в наос, по преданию, сделаны из древ ноева ковчега. Пройдя эти огромные двери и перешагнув порог собственно храма, мы попадаем в другое измерение. Даже воздух здесь особый, и говорить непроизвольно хочется шепотом. Да и зачем говорить? Лучше и естественней здесь молчать и внимать могучей древней красоте, впитывать ее всем существом.

Конечно, храм огромен. Но он совершенно не давит на вас, наоборот, призывает стать частью своего величия. Вы чувствуете себя в этом пространстве очень органично. Вот оно - преддверие Царствия Небесного.

Ступая по древним камням, непрерывно думаю о том, как этот храм жил раньше. Вот он, величественный купол, множество раз удостоенный восхищенных описаний. Вот императорское место, отмеченное в юго-восточной части храма специальной мраморной кладкой. Здесь венчали на царство императоров. Вот сам алтарь, пусть сегодня опустошенный иноверцами, но все же, видевший многих святых императоров и патриархов. А вот - в апсиде знаменитая мозаика «Богоматерь с Младенцем на троне», как утверждение иконопочитания после иконоборческой смуты.

Надо сказать, византийцы - непревзойденные мастера по обработке камня (недаром Мраморное море рядом). Постепенно вглядываясь в архитектурные детали и украшения - отделка мраморных плит, резьба капителей и карнизов, мозаичные орнаменты сводов и арок, - вы погружаетесь в стихию этой незаметной сегодня с первого взгляда красоты настолько, что невозможно становится оторваться от нее, и хочется ходить по храму хоть целый день. А какой звучной и полновластной была эта красота тысячу лет назад, когда изумленные ею послы князя Владимира сделали свой окончательный выбор веры, который стал в результате выбором всей Руси!

Поднимитесь на галереи, и храм откроется вам как бы заново. Именно здесь, на галереях, находятся знаменитые мозаики Деисиса и императоров. Не все , правда, замечают, да и мы не сразу заметили, что не менее замечательные изображения святителей находятся над коллонадой галереи. Сфотографировать их можно только телевиком и с хорошей вспышкой.

Интересно, что на галерею ведут не лестницы, а своеобразные мощеные пандусы, расположенные в северо-западном углу храма. Спускаясь по ним, я не могла отделаться от мысли, что именно по этим камням в 1453 году вбегали турецкие воины, захватывая жителей Константинополя, укрывшихся в храме,как в последнем прибежище.

По преданию, в это время в храме совершалась литургия, и священник с чашей со Святыми Дарами в руках зашел чудесным образом в стену алтаря, дабы враги не осквернили святыню. Там он сохраняется божественной силой и поныне, и некоторые паломники слышат шепот его молитв. В последние времена, когда София вновь станет православным храмом, он выйдет, чтобы завершить божественную службу.

К востоку от храма Св.Софии видны ворота султанского дворца Топкапы, выстроенного на месте императорского дворца. Войдя в них , вы видите слева храм святой Ирины, первое здание которого построено еще Константином Великим, а теперешнее - Юстинианом Великим. Здесь проходил Второй Вселенский собор.

Далее находится Археологический музей, где представлены интереснейшие памятники культуры , начиная от древнего мира и до средних веков. Причем, многие скульптуры и саркофаги, среди которых немало и христианских, стоят прямо во дворе.

В древних залах нас особенно поразили известные еще со школьных учебников фрагменты ворот богини Иштар из Вавилона. Диву даешься, как с такой анатомической точностью и в то же время вполне монументально и декоративно выполнены фигуры фантастических животных. Причем,в технике глазированной керамики! Как это осуществлялось - для нас загадка. Изображение сложено из отдельных плит, каждая из которых нуждалась в обжиге, и в то же время изображения вполне цельные, без единого промаха в цвете и форме!

Еще одним открытием были для нас античные залы. Здесь все уставлено мраморной скульптурой, среди экспонатов - саркофаг Александра Македонского. Нас, привыкших к гипсам Пушкинского музея, обилие настоящего живого мрамора приводит в неожиданное восхищение. Мрамор, в отличие от гипса - полупрозрачный материал. И это легкое живое мерцание, вибрирующее, создает впечатление некоего движения, дыхания скульптуры.

А византийские залы были закрыты. Может быть, вам повезет больше.

К северу от Софии и султанского дворца пролегает залив Золотой Рог. Если перейти его по одному из двух мостов, то вы попадете в северную часть города - Галату.

Галатский мост - одно из интереснейших мест Константинополя. Во-первых, само сознание того, что вы переходите Золотой Рог, чего-то да стоит. Во-вторых, обилие рыбаков промышляющих здесь мелкую рыбешку на продажу - очень колоритная черта современного Стамбула.

Галата, или Пера, - район исторически отданный под поселение иностранцев. До сих пор Галата «держит марку». Здесь находится большинство посольств и консульств (в т.ч. и русское). Здесь можно увидеть и костел, и армянский храм, и купол православной церкви.

Еще в XIV в. Генуэзцами была построена башня Христа, бывшая частью крепостных укреплений, теперь чаще называемая Галатской. За отдельную плату вы можете подняться на нее - и не пожалеете. Отсюда открывается великолепный вид на город. Видны Босфор и Золотой Рог, азиатский берег, и конечно, семь контантинопольских холмов. Отсюда можно увидеть и зеленые купола подворья русского Пантелеимолнва монастыря на Афоне.

Если точно знать адрес, то спустившись с башни можно дойти переулками до большого серого дома. Лестницы с чугунными перилами напомнят вам архитектуру русского модерна. Поднимаясь по лестнице и встречая по дороге то озабоченных стиркой турецких женщин, то босоногих ребятишек, то лежащих у телевизора (что видно в приоткрытые двери) курящих мужчин, не падайте духом. Подворье монастыря - здесь. Здание , построенное в XIXв., раньше целиком принадлежало подворью, но сегодня православным принадлежит только последний этаж. Сейчас здесь небольшая церковь с обходной зстекленной галереей. Нас встретил радушный батюшка монах Корнилий.

Не смотря на то, что в Стамбуле теперь русский человек совсем не редкость, все же , на подворье , как нигде, вы чувствуете себя среди земляков. Может быть, именно потому, что здесь-то люди православные. По разным причинам наши соотечественники оказались на берегах Босфора, но радует, что они и вдали от Родины не забывают своей веры. И кроме того, в меру сил после основной работы занимаются изучением истории Константинополя и его святынь. Здесь можно не только проконсультироваться по поводу интересных мест города, но и заказать экскурссию с православным гидом Еленой.

Здесь же совершаются службы на церковно-славянском языке, правда, не каждый день. Поют сами прихожане, что делает службу особенно проникновенной.

Другим замечательным местом, где можно попасть на православное богослужение в сегодняшнем Константинополе является Константинопольская Патриархия в районе Фанар (или Фэнэр) на берегу Золотого Рога. У местного населения нужно спрашивать «Рум патрикханэси». Здесь, в храме святого Георгия, находятся святыни: часть столба бичевания Христа, гробницы: блаженной царицы Феофании, мц. Евфимии Всехвальной, мц. Соломии, матери мучеников маккавейских. Здесь стоит кафедра, по преданию, принадлежавшая св. Иоанну Златоусту. Кроме того, здесь находятся удивительной красоты мозаичные иконы XI в., попавшие сюда из монастыря Паммакаристон (ныне Фетхие-Джами). Это - Богоматерь Одигитрия и Иоанн Предтеча с ангелом и донатором. Последняя икона опубликована в книге В.Н.Лазарева «История византийской живописи». Согласитесь, нам , современным русским людям, не часто приходится встречать столь древние иконы в действующем храме.

Нас поразила, кроме всего прочего, одна характерная особенность убранства греческих церквей. - обилие люстр с крупными хрустальными подвесками (позже мы их встречали даже в самых бедных храмах). В полумраке помещения хрусталь таинственно мерцает, как и золото, напоминая душе о свете невечернем, неземном.

На другой день осваиваем северо-западную часть города. Севернее нашего отеля, минутах в пятнадцати хоть бы находится замечательный памятник Константинополя - акведук Валента, построенный в 368 году и названный по имени императора-создателя. Акведук снабжал город водой близлежащих холмов, говорят, он действовал до совсем недавнего времени. Два «этажа» арочных пролетов, сложенные из довольно крупных грубо отесанных блоков. Как художник, я заподозрила существование какого-то определенного канона красоты тех времен в строительстве подобных сооружений, ведь практически все древние акведуки имеют характерный арочный вид. Своими сображениями я поделилась с подругами. Надежда, как специалист в данном вопросе (по образованию и первой специальности - инженер мостостроитель), ответила, что причина очень проста - не умели еще перекрывать большие пространства.

У юго-восточной оконечности акведука Валента находится храм монастыря Акоталепта IXв., посвященный Христу. Ныне здесь мечеть Календерханэ джами.

В современных византийских храмах есть одна общая особенность - их красота открывается не сразу, а после вглядывания, всматривания. Они как бы ждут нашего труда по разгадке их древнего величия и красоты. Храм Акаталепта с первого взгляда - обыкновенная мечеть, пожалуй только старше остальных. (Мы здесь просто забываем о том, что наоборот, мусульманская архитектура, очевидно, взяла очень много от византийской). Потом глаз начинает различать необыкновенную красоту древней кладки, гармонию пропорций. Внутри же храма вас ждет необычная для православного взора пустота интерьера. Кроме ковров, подставки для Корана да и, пожалуй, нескольких скамеек здесь ничего нет. Ну а нам-то это и удобнее - легче разглядеть и восстановить в воображении древний облик храма. Храм этот крестово-купольный . Купол держится на четырех массивных опорах. Как мы уже говорили, в Византии поражает богатство обработки камня. Удивительной красоты резные капители, инкрустированные фризы, изящные гладкие колонны и по сей день свидетельствуют о былой роскоши храмового интерьера. В нартексе есть остатки древней фрески времен крестоносцев. Сюжет нам не удалось разобрать.

Далее на северо-запад до музея Кахрие Джами можно идти пешком минут тридцать или ехать на автобусе до остановки «Вефа стады», что мы и сделали. Вот уж где пришлось хлебнуть экзотики! Сначала мы даже не поняли, что эти подлетающие к остановке на полном ходу с открытой передней дверью автобусы, куда на полном же ходу впрыгивают ретивые пассажиры, и есть рейсовые. По этой причине мы и пропустили несколько. Когда же наши сомнения были рассеяны добрым турком продавцом билетов, и мы наконец-то вошли (точнее заскочили) в салон, настало время насладиться особенностями турецкого национального автомобилевождения. При том, что все мы были не из робкого десятка, да и «какой же русский не любит быстрой езды», сердце не раз подпрыгивало существенно. Создавалось впечатление, что за нами кто-то гонится, а назойливые пассажиры, которые на каждой остановке норовят войти и выйти из салона, очень уменьшают наш шанс на спасение. Надо сказать, что не мы одни были в такой ситуации на дороге. Практически все машины (не только легковые!) периодически меняя ряды, шли на обгон друг друга, порой делая такие неожиданные виражи, что у нас дух захватывало. Кроме как восточным темпераментом, мы этого себе объяснить не могли. Для нас же самих немалым утешением было то, что машину ведем не мы сами, а опытный, искушенный на этих сложных дорогах местный стамбульский шофер, которому мы на эти бурные 10 минут полностью доверили свои жизни.

окончание здесь.

Места:
Софийский собор в г. Стамбул
Церковь св. Ирины в г. Стамбул
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Стамбул
Патриарший храм вмч. Георгия Победоносца в Фанаре
Храм монастыря Акоталепта в г. Стамбул


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии