06 Августа 09Александра Любимова
Константинополь-Царьград (записки современного паломника, часть 2)
Окончание. Начало здесь.
Музей Кахрие Джами - это великолепный храм бывшего монастыря Хора. «Хора» можно перевести как «загородный монастырь», существует он предположительно с VIв. Храм его много раз перестраивался, но знаменит не архитектурой, а мозаиками. Мозаики эти были созданы в 1316-21 гг.по заказу вельможи Феодора Метохита, который в этом монастыре провел свои последние дни и был похоронен. Кстати, он был светским учителем св. Григория Паламы.
Собственно в храме всего три мозаики, две из которых на алтарных стобах, а «Успение» над входом. Основной объем изображений находится в нартексе и экзонартексе храма.( по-русски мы назвали бы их - притвор и галлерея).
Два купола нартекса содержат изображения по центру Христа в одном и Богоматери в другом. По кругу куполов - праотцы и пророки. Многочисленные своды украшены изображениями чудес Христа. Кроме того, в этом храме содержится один из самых подробных в мире живописных рассказов о земной жизни Богоматери. Вот где школа для современных церковных художников! Здесь каждая тяга, каждый угол архитектуры украшены неповторимым ярким орнаментом. Дух захватывает от этой щедрой художественной смелости. Вот уж где, воистину, пример сотворчества Божией благодати и человеческого мастерства!
Если от монастыря Хора отправиться севернее, можно дойти до развалин Влахернского дворца. Сюда при Мануиле Комнине переселились императоры из Большого императорского дворца на старом акрополе. Сегодня это лишь одна стена, уцелевшая после многих лет разорения. Ведь именно отсюда шел турецкий штурм в 1453 году, именно Влахернский дворец подвергся наибольшему яростному разграблению.
Неподалеку находилась знаменитая Влахернская церковь, хорошо известная нам из истории. Сейчас это место называется по -турецки Айван-Сарай.
Первая церковь здесь была создана императрицей Пульхерией. За несколько лет до падения Константинополя Влахернская церковь сгорела и так и не была восстановлена. В XIXв. на деньги православных отстроено новое здание, но очень скромное, с небольшим куполом на барабане.
Во влахернском источнике прежде восшествия на престол омывались императоры, при специально написанном для этого случая молебне. В церкви хранилась риза Богоматери, которую патриарх Фотий опустил в Золотой Рог при нападении Аскольда и Дира. После чудесного явления здесь Богоматери юродивому Андрею христиане решили отмечать праздник Покрова. Русским же людям, пожалуй, особенно близко то, что именно отсюда Царица Небесная направила четырех зодчих в Киево-Печерский монастырь для строительства Великой Церкви. Чудотворный источник сейчас сохраняется внутри храма.
Интереснейщим памятником Константинополя являются его стены. Первые стены были выстроены самим основателем города и ограничивали значительно меньшую площадь. Теперешние - стены Феодосия - носят имя императора их воздвигшего. До сих пор, со многими пробоинами и разрушениями, они производят впечатление необычайно сильное. Эти стены были свидетелями последнего штурма города, им пришлось испытать на себе сокрушительные удары нового тогда оружия - пушки. Здесь, в самом уязвимом месте, в низине ручья Ликос сражался и погиб император-мученик Константин XII.
Если отправиться вдоль стен на юг, то немного не доезжая до морского побережья свернув направо, можно добраться до замечательного места, известного сейчас как «Балыклы». Это знаменитый Живоносный источник.
Еще в Vв., как доносит до нас церковное предание, будущий император Лев Маркеллл, тогда еще простой воевода, встретил здесь в жаркий день изнемогавшего от жажды слепца. Сострадательный воин стал разыскивать воду. При этом ему чудесно послышался голос Богородицы, которая указала на источник и повелела создать храм. От принесенной воды слепец прозрел. Сделавшись через несколько лет императором, Лев соорудил в этом месте великолепный храм, а также повелел написать икону.
На протяжении столетий этот источник славился чудесами, а место было весьма почитаемым. При императоре Юстиниане здесь был выстроен новый храм, и основана мужская обитель. После турецкого завоевания обитель разорили, и место пришло в запустение. Однако, православными неоднократно предпринимались попытки к воссозданию святыни. Сейчас здесь небольшой женский греческий монастырь. Железные ворота, невзрачное здание покрытое черепицей, прямо на крыше едва различимый крест. И лишь в храме вы оказываетесь в родной среде - иконы, подсвечники, великолепные хрустальные люстры. В отдельном помещении - источник в мраморном обрамлении с бассейном, в котором плавают красные рыбки. Для удобства паломников рядом стоят уже наполненные пластмассовые бутылочки с оттиском иконы «Живоносный Источник».
В южной части Константинопольских стен находятся легендарные Золотые Ворота. Через них входили в город императоры -триумфаторы, к ним был прибит щит князя Олега. По одной из версий, именно у этих врат пал император Константин XII. Как гласит церковное предание, после взятия города, султан Магомет II прочел над этими вратами надпись: «Когда придет Царь Русый, то врата сами собою отворятся». Он приказал заложить их наглухо. Так и стоят они замурованными, неся в себе вековую тайну, ожидая исполнения пророчеств об освобождении Константинополя православными в конце времен.
Вернемся в ограду старого города. Недалеко от Золотых Ворот, проехав прямо по дороге, можно увидеть церковь Константина и Елены, один из редких примеров в Стамбуле, когда православный храм сохранил свой облик. Неподалеку южнее - Студийский монастырь. Обитель была основана патрицием Студием - одним из сановников, переселенным императором Константином из Рима в новую столицу. Посвящен монастырь Иоанну Предтече, здесь же хранилась его глава. Знаменито это место и своими святыми игуменами - иконопочитателями Платоном и Феодором. Сюда переселился в конце своей жизни и наш соотечественник, питавший особую любовь к Царьграду - прп. Афанасий Высоцкий. Сегодня от храма V в. остались стены апсид алтаря и несколько колонн.
В субботу мы решаем по совету батюшки Корнилия посетить Принцевы острова (по турецки - Адалар). От пристани Эмененю туда идет катер. Как мы поняли, местное население ездит сюда, как мы ездим в ближнее Подмосковье на выходные дни. И такой их возможности остается только позавидовать.
Мы выходим из залива Золотой Рог в Босфор, огибаем небольшой выступ древнего акрополя. Далее видна уже София, а потом и полная панорама святого города занимает свое достойное место между небом и морем.
Первый остров, по совету о.Корнилия, мы пропускаем. Следующая остановка на острове Бургаз-ада - древний остров Антигона. Ближайший к пристани храм, посвященный Иоанну Предтече, содержит пещеру святого патриарха исповедника Мефодия. Здесь он был в ссылке во времена иконоборчества. Надо сказать, что Принцевы острова во времена империи и являлись местом ссылки неугодных императоров и патриархов. Притвор церкви был открыт. Мы поставили свечи, пропели стихиры Пасхи и пошли далее.
Замечательной особенностью Принцевых островов является и по сей день отсутствие там автотранспорта. Передвигаются здесь исключительно на лошадях. Добавим, что все улицы были покрыты необыкновенными цветами и цветущими деревьями. Анна, наверное, из нас самая утонченная натура, сразу начала их фотографировать.
Вскоре мы дошли до следующего храма св. Георгия (ранее здесь был небольшой монастырь). Нас встретил радушный грек Димитрий. Однако, с досадой мы обнаружили, что наш любезный друг совершенно не говорит на своем родном языке (даже на старательно выученное нами приветствие «Калимера!» никак не среагировал). Пришлось разговаривать на турецком (!).
Оказалось, что на острове, считая и самого Димитрия, проживает всего 16 греков; мусульманское же население все увеличивается. Священника при храме в настоящее время нет, служат они сами мирским чином. Да и то, сейчас вход в церковь закрыт - в результате недавнего землетрясения появились ужасающие трещины в парусах храма. Так что приходится служить в маленьком притворе. Скорее всего, еще долго греческая община не сможет найти средств на ремонт.
Следующим островом, который нам довелось посетить, стал Хейбели - древний остров Халки.
На острове две обители. Одна из них, Успенская, находилась в ложбине между холмами. Как мы узнали, при этой обители содержались и были похоронены русские пленные русско-турецких войн. Немногочисленные уцелевшие из них офицеры по своем освобождении внесли вклад в украшение обители. К великому сожалению, этого монастыря нам не удалось отыскать. На все расспросы о русском кладбище турки отвечали незнанием.
Второй монастырь, Святой Троицы, довольно большой, мужской, при нем действует и поныне знаменитая Богословская школа. Основателем обители был знаменитый патриарх Фотий.
Монастырь расположен на самом верху горы, и предприимчивые извозчики сразу понимают, куда нам надо. Путешествие в фаэтоне по горной дороге, среди цветущих диковинных деревьев - чем не сказка? В самом монастыре, также обилие цветов. Нас провожают до храма. Здесь мы замечаем большую двустороннюю икону невиданной красы. С одной стороны Распятие, с другой - врезок «Взыграние Младенца» в раму с клеймами чудес Христа. Золото, яркая киноварь, изумительный насыщенный синий лазурит. На сколько нам хватило образования, середина XIVв. Фотографировать, увы, нельзя. Надо заметить, что в богословской школе Халки учились все константинопольские патриархи эпохи турецкого завоевания. У алтаря храма находятся могилы многих из них. Чудесный вид открывается отсюда на море и близлежащие острова.
С нескрываемой гордостью нам показали и монастырское хозяйство - нескольких коз, козла с невероятными рогами, а также двух павлинов.
Очень интересно было бы посетить и Принцев остров (по-турецки Буюк-ада), где на самой вершине горы сохранился монастырь святого Георгия, но , к сожалению, мы просто не успеваем.
Наш катер держит курс к Золотому Рогу. Тем временем турецкая молодежь собралась на корме и начала отплясывать. И не такой-нибудь американо-африканский танец, а свой, турецкий. Да еще под ритмичные звуки национального барабана. Сначала танцевали только молодые парни, несколько позже их сменили девушки. Надо сказать, что такая пляска сразу как-то захватывает вас, вводит в свой ритм, даже если вы только наблюдаете за ней. Невозможно остаться равнодушным. В этих резковатых, типично восточных движениях танца казалось, била ключом какая-то могучая энергия, всех охватывало некое мистическое чувство. И здесь мне вдруг открылась одна весьма простая истина, истина, на которой раньше просто не заострялась мысль. Ведь, что такое национальный танец? Это - прежне всего самоиндификация народа, сгусток национального сомосознания. И если есть в народе национальный танец, если этот танец танцует молодежь, сама, от души, то у такого народа есть будущее. С завистью смотря на отточенные движения молодых турок, я с тоской подумала: «А наши теперь так не спляшут...»... Или спляшут?
Мы поворачиваем к бухте. На севере виден знаменитый мост Европа-Азия. Он -как иллюстрация к нашему недавнему разговору с Надеждой. Вот так люди за многие века проб и ошибок научились перекрывать мостами огромные пространства. Этот мост держится всего на двух опорах! Так и хочется провести символическую линию от акведука Валента к мосту Европа-Азия. И всего удивительнее то, что оба примера находятся в одном городе!
К сожалению, не удалось нам посетить еще множество святых и значимых мест Константинополя: храм мучеников Сергия и Вакха, построенный ранее таперешней Софии теми же мастерами Анфимием и Исидором, ипподром, где проходили государственные торжества, не побывали на азиатском берегу в Халкидоне.
Последний храм, который нам удается посетить это храм монастыря Липса на Ватан Джаддеси. Назван монастырь по имени основателя патриция, и являлся усыпальницей Палеологов. Здесь похоронена царица Анна, русская, первая жена Иоанна Палеолога VII, а также знаменитый патриарх Фотий. Собственно это комплекс из двух храмов. Северный Хв. Посвящен Богоматери. Южный ХIIIв.посвящен Иоанну Предтече. Ныне здесь мечеть. Нас восхитила необыкновенной красоты кладка - плинфа, чередующаяся со светлым камнем и слоями цемянки. Целые узорчатые пояса из свастик и солнечных розеток выложенные из плинфы опоясывают апсиды. Изящные мраморные колонки, ограничивают окна. Интерьер не менее удивителен. За счет того, что храм двусоставен, его внутреннее пространство сложно и как бы динамично. Храм украшен удивительной каменной резьбой. Здесь во множестве - резные капители, карнизы. Но, как и почти везде сегодня в Константинополе, эта древняя красота не броская, потаенная.
Есть места на земле, которые сразу покоряют своей яркостью и экзотикой. В сегодняшнем Константинополе не так. Здесь все как бы говорит вам: сумей увидеть. Сумей увидеть величественную красоту сквозь руины, сумей осознать непреходящую ценность империи, несмотря на кажущееся поражение ее, сумей поклониться святыне, отыскать которую порой непросто в суете большого города. Все это требует труда души, и прежде всего - труда молитвенного. Особенно важно это для нас, русских. Некогда православные люди всего мира восприняли трагедию Константинополя как свою собственную. И в тот момент именно Русь оказалась способной принять крестоношение православного царства. Для нас Константинополь не просто город. Это - столица империи, которая завещала Руси быть хранительницей православия до последних времен. И если мы действительно русские, если живо еще в нас наше национальное самосознание, то это великое предназначение России будет в нашей жизни не чем-то отвлеченным, а реальным и действенным.
Мы улетаем. Последний взгляд на город из иллюминатора. Под крылом самолета мелькают огни современного Стамбула. Но там, внизу остается и таинственный Константинополь-Царьград, город-святыня живущий своей сокровенной мистической жизнью, которую нужно суметь увидеть, услышать, принять сердцем.
Места:
Храм Хора в г. Стамбул
Влахернская церковь Богородицы в г. Стамбул
Студийский монастырь в г. Стамбул
Монастырь св. Георгия Победоносца на о. Бююк-Ада
Церковь Константина и Елены в г. Стамбул
Монастырь св. Троицы на о. Халки
Монастырь Липса в г. Стамбул
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии