30 Марта 10Романенко Людмила Григорьевна
К святому Патрику в Ирландию
Расширяется география моего паломничества по святым местам. Я побывала в первых христианских храмах и монастырях земли Русской и Украинской. Поклонилась первой чешской святой мученице и своей небесной покровительнице княгине Людмиле.
Летом 2007 года меня ожидал далекий край - Ирландия. На поклон к святому Патрику изменившему жизнь на зеленом острове, приведшему в V веке ирландцев к христианству. Это благодаря святому Патрику страна, "невежественная во всем кроме магии", стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших христианство в другие страны.
Я вылетала в субботу, на праздник Казанской иконы Божией Матери, и в воскресенье наметила в Дублине на воскресную службу пойти. Адрес храма нашла в интернете, порадовалась, что храм нашего, московского патриархата. В поездку каждый раз что-нибудь с собой беру для подарка: либо книгу, либо икону, - а тут пошла за книгой о Феодоровском нашем соборе, а рука взяла книгу про прославление Серафима Саровского (переиздание 1903 года, с фотографиями "Серафим, царь и народ").
Воскресным утром отправилась на службу. Подхожу с утра к храму, а он закрыт, - стою, жду. Подошла женщина, подъехала молодая пара на машине, понемногу собирался народ. Но вот, наконец, мы в храме. Прохожу по храму, прикладываюсь к иконам, - кругом родные лики. Вот икона страстотерпца царя Николая II, - такую я видела в женском монастыре на Владимирской земле; чудная икона святого Серафима Саровского; икона царской семьи, - меня окружают знакомые лики, я дома.
Но настроиться на молитву было сложно. Оказалось, что настоятель в Москве, еще один священник заболел, и во Францию лечиться поехал, а служил приглашенный ирландец или англичанин, не говорящий на русском языке, поэтому исповеди быть не могло.
Много непривычного: отрывок из Евангелия прозвучал на русском языке, очень неторопливым распевом поют певчие, Символ веры читаем тоже медленно и протяжно.
Порадовалась, что в храме много молодых людей, детей, и они тоже знают молитвы.
Я взяла расписание служб храма: служат вечером в субботу и в воскресное утро, но на Серафимушку праздничная служба! Значит, настоятель вернется в Дублин к этому дню. Очень мне захотелось попасть на эту службу, но обратный билет в Питер у меня на 2 августа, значит, в Дублин приеду вечером 1 августа, и на службу, не попадаю, как жалко.
В Дублине я отправилась в собор Святого Патрика, а затем к мощам св. Валентина в церкви кармелиток (Мощи подарил папа Григорий XVI в 1836 году). Адреса храмов и сведения, какие в них хранятся святыни, тоже в интернете раздобыла. Порадовало, что при входе в собор Святого Патрика (правда платном, т.к. я шла не на службу) мне выдали буклет про собор на русском языке, тогда как в дублинских музеях русский язык в буклетах отсутствовал.
Говорят, что святой Патрик крестил новообращенных в христианство в роднике, который когда-то бил в парке рядом с собором. В соборе хранится плита, укрывавшая родник. Писатель Джонатан Свифт (все знают его Гулливера), был настоятелем собора с 1713 по 1745 гг.
Начинаю путешествие из Дублина на север: хочу пройти по тем местам, где молился и служил Святой Патрик.
Патрику удалось не только сделать Ирландию христианской страной, но и создать поместную ирландскую Церковь. Через пятнадцать лет после начала его миссии христианство наконец-то укрепляется на земле Ирландии.
Около 450 г. он основал в Арме первую в Ирландии христианскую школу, родоначальницу целой цепи школ, прославивших позднее эту страну по всей Европе. Через два века сюда будут съезжаться сотнями ученики из Европы.
Главное произведение, рассказывающее о Патрике, является его же собственная Исповедь. В своем произведении "Confessio" Патрик и описывает свою жизнь, причем, следуюя жанру исповеди, жизнь свою он показывает как непрерывную цепь исканий Бога и Его истины. "Исповедь" написана около 460 года, но известна нам по позднему списку, сделанному в архиепископстве Арма (Armagh) в IX веке.
"Исповедь" Св. Патрика дошла до нас в нескольких списках. Древнейший вариант, переписанный в 1091 г., как считается, с рукописи его собственной руки, содержится в знаменитой "Книге Армы". Подлинность авторства практически не вызывает сомнений.
В Северной Ирландии он высадился и здесь же, в городке Армаг, построил первую церковь в 455 году. На этом месте впоследствии было, по меньшей мере, восемнадцать церквей. Теперь здесь протестантский собор св. Патрика. Я выбрала для сайта фотографию с кельтским крестом на переднем плане и с собором вдали, потому что крест, того же вида, что был при Святом Патрике, а собор другой.
Про возникновение кельтского креста есть такая версия: св. Патрик друидам, которые солнцу поклонялись, так сказал: "Мы тоже верим в Солнце - Солнце Правды - Христа", и велел перечеркнуть круг, символизирующий солнце, крестом.
А рядом фотография растущего трилистника (хотя официальный символ - 12-струнная арфа)- он тоже символизирует Ирландию, и связан со Святым Патриком, т.к. тайну Святой Троицы объяснял святой Патрик с помощью трилистного клевера (шамрока). В качестве сувенира здесь продают маленькие горшочки и пакетик семян трилистника, я же сфотографировала лужайку.
Далее следую на озеро Лох-Дерг. Там на острове святой Патрик отыскал путь в чистилище. По преданию, просветитель Ирландии победил здесь чудовище, кровью которого окрасились воды озера. Отсюда и название Лох-Дерг, что значит Красное озеро. Эта победа символизировала торжество христианства над язычеством.
Предание повествует, что именно здесь святой удостоился чудесного видения. Сам Иисус Христос ввел его в чистилище, открыв перед ним два пути: в ад и рай. Господь указал на острове глубокий черный провал, через который каждый, кто имеет твердую веру и раскаяние, может попасть в чистилище. Святой Патрик заложил здесь церковь, во дворе которой создал каменный грот.
На средневековых картах, единственным местом, обозначенным во всей Ирландии, было лишь "Чистилище святого Патрика". С древних времен сюда приезжали католики из Англии, Италии, Германии, Венгрии. Люди верили, что, совершив это паломничество, после смерти они будут избавлены от посмертных мучений.
Вступить на остров мне не удалось, только с берега посмотреть. Летом туда только пилигримов пускают на 3 дня, у меня такой возможности не было. Конечно, обидно, но да ведь понимаю, негоже 3 дня с католиками в молитве проводить. Видимо другой у меня путь к очищению и избавлению от посмертных мучений.
На фотографии Святой Патрик на берегу озера Лох-Дерг, на другой вид самого острова с открытки для пилигримов.
Теперь мой путь лежал на запад, в те места, где проходил подвиг поста и молитвы святой Патрик. Свою поездку я планировала на конец июля сознательно.
Да, весной, в день представления святого, по всему миру проходит яркий карнавал, с морем пива и веселыми шутками. Зная, огромную любовь святого Патрика к ирландцам, верю, что прощает он им и это "разгуляево".
Мне же ближе те ирландцы, обращенные в христианство святым Патриком, которые после его смерти поминали святого в церквях молитвой, и все пабы закрывали на этот день.
Современные ирландцы, отправляются в последнее воскресенье июля к горе святого Патрика, чтобы босиком ночью совершить восхождение на гору и там помолиться и встретить рассвет.
Я еще в Санкт-Петербурге мечтала найти себе православных попутчиков, надеялась на помощь дублинского прихода. Не получилось. Хорошо, что дочь меня не оставила одну, но уж о ночном восхождении оставалось только вздыхать.
Мы совершили восхождение в субботу утром, попутчиков было множество. Старые и молодые, целыми семьями, хорошо подготовленные, в горных ботинках (босого только одного видела, и зауважала) и с палками в руках, идут и идут ирландцы в гору.
Хотя это не простое испытание (высота горы около 800 метров), я не видела ни одного травмированного или с сердечным приступом. Не было никакого медицинского пункта в пути, - святой Патрик хранит ирландцев.
У меня путь вверх занял 2 часа. Палок в руках у меня не было, но шла я уверенно и обгоняла своих случайных попутчиков.
Сверху палило солнце, ветер холодил лицо. Поднявшись на самый верх, я рухнула на камни рядом с остовом кровати святого Патрика. Отдышавшись, пошла в маленькую церковь просить святого о наставлении и о помощи.
Предстоял долгий путь вниз.
Заторопившись, и переоценив свои силы, обгоняя аккуратно спускавшихся ирландцев, вприпрыжку козочкой заскакала вниз. Не удержалась на ногах и проехала по камням, оцарапала локоть. Ох уж эта моя торопливость, сколько меня надо учить быть собранной и осмотрительной. Просила вразумления у святого Патрика - получай.
Это днем, при ясной погоде. А если бы ночью босиком и под дождем?
Ведь и в жизни, не имея привычки обдумывать свои поступки, взвешивать решения, мы падаем и падаем. Совершаем грехи, которых можно было бы избежать, имея в руках посох (будь то Иисусова молитва или ежедневное чтение Евангелия).
Книжка, взятая из дома, оказалась не случайной, т.к. на праздничную службу в Дублине я попала. В ответ, от настоятеля его книгу получила: "О следовании за Христом". Настоятель - священник Георгий Завершинский магистр богословия, магистр философии, кандидат технических наук; с 2002 года служит в Ирландии. Служба была светлая и радостная. Хотя священник служил без дьякона и без хора, мне легко молилось в храме. Отслужив утреннюю, батюшка исповедал свою паству, и меня заодно. Я причастилась и окрыленная поездкой, благословленная святыми, полетела домой.
Источник: http://tzarskiy-khram.narod.ru
Места:
Храм Петра и Павла в г. Дублин
Собор Святого Патрика в г. Дублин
Церковь Кармелиток в г. Дублин
Англиканский собор Святого Патрика в г. Армаг
Чистилище Святого Патрика на острове на озере Лох-Дерг
Гора Святого Патрика
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Жаль, что при относительно высоком культурном уровне в раннем Средневековье Ирландия не смогла объединиться в централизованное государство и поэтому постоянно являлась объектом вражеских нашествия. Интересно, а почему не предпринималось тогда политическое объединение страны ?
Возможно, внутри самой страны происходили враждебные политические отношения.
Вполне возможно. Как правило, преобладание натурального хозяйства препятствует политическому объединению страны.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии