Центры паломничеств
Паломничества

30 Марта 10Романенко Людмила Григорьевна

К святому Патрику в Ирландию

Расширяется география моего паломничества по святым местам. Я побывала в первых христианских храмах и монастырях земли Русской и Украинской. Поклонилась первой чешской святой мученице и своей небесной покровительнице княгине Людмиле.

Летом 2007 года меня ожидал далекий край - Ирландия. На поклон к святому Патрику изменившему жизнь на зеленом острове, приведшему в V веке ирландцев к христианству. Это благодаря святому Патрику страна, "невежественная во всем кроме магии", стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших христианство в другие страны.

Я вылетала в субботу, на праздник Казанской иконы Божией Матери, и в воскресенье наметила в Дублине на воскресную службу пойти. Адрес храма нашла в интернете, порадовалась, что храм нашего, московского патриархата. В поездку каждый раз что-нибудь с собой беру для подарка: либо книгу, либо икону, - а тут пошла за книгой о Феодоровском нашем соборе, а рука взяла книгу про прославление Серафима Саровского (переиздание 1903 года, с фотографиями "Серафим, царь и народ").

Воскресным утром отправилась на службу. Подхожу с утра к храму, а он закрыт, - стою, жду. Подошла женщина, подъехала молодая пара на машине, понемногу собирался народ. Но вот, наконец, мы в храме. Прохожу по храму, прикладываюсь к иконам, - кругом родные лики. Вот икона страстотерпца царя Николая II, - такую я видела в женском монастыре на Владимирской земле; чудная икона святого Серафима Саровского; икона царской семьи, - меня окружают знакомые лики, я дома.

Но настроиться на молитву было сложно. Оказалось, что настоятель в Москве, еще один священник заболел, и во Францию лечиться поехал, а служил приглашенный ирландец или англичанин, не говорящий на русском языке, поэтому исповеди быть не могло.

у закрытых ворот православного храма в Дублине

Много непривычного: отрывок из Евангелия прозвучал на русском языке, очень неторопливым распевом поют певчие, Символ веры читаем тоже медленно и протяжно.

расписание служб храма

Порадовалась, что в храме много молодых людей, детей, и они тоже знают молитвы.

Я взяла расписание служб храма: служат вечером в субботу и в воскресное утро, но на Серафимушку праздничная служба! Значит, настоятель вернется в Дублин к этому дню. Очень мне захотелось попасть на эту службу, но обратный билет в Питер у меня на 2 августа, значит, в Дублин приеду вечером 1 августа, и на службу, не попадаю, как жалко.

В Дублине я отправилась в собор Святого Патрика, а затем к мощам св. Валентина в церкви кармелиток (Мощи подарил папа Григорий XVI в 1836 году). Адреса храмов и сведения, какие в них хранятся святыни, тоже в интернете раздобыла. Порадовало, что при входе в собор Святого Патрика (правда платном, т.к. я шла не на службу) мне выдали буклет про собор на русском языке, тогда как в дублинских музеях русский язык в буклетах отсутствовал.

собор Святого Патрика

Говорят, что святой Патрик крестил новообращенных в христианство в роднике, который когда-то бил в парке рядом с собором. В соборе хранится плита, укрывавшая родник. Писатель Джонатан Свифт (все знают его Гулливера), был настоятелем собора с 1713 по 1745 гг.

церковь кармелиток

Начинаю путешествие из Дублина на север: хочу пройти по тем местам, где молился и служил Святой Патрик.

Патрику удалось не только сделать Ирландию христианской страной, но и создать поместную ирландскую Церковь. Через пятнадцать лет после начала его миссии христианство наконец-то укрепляется на земле Ирландии.

Около 450 г. он основал в Арме первую в Ирландии христианскую школу, родоначальницу целой цепи школ, прославивших позднее эту страну по всей Европе. Через два века сюда будут съезжаться сотнями ученики из Европы.

Главное произведение, рассказывающее о Патрике, является его же собственная Исповедь. В своем произведении "Confessio" Патрик и описывает свою жизнь, причем, следуюя жанру исповеди, жизнь свою он показывает как непрерывную цепь исканий Бога и Его истины. "Исповедь" написана около 460 года, но известна нам по позднему списку, сделанному в архиепископстве Арма (Armagh) в IX веке.

"Исповедь" Св. Патрика дошла до нас в нескольких списках. Древнейший вариант, переписанный в 1091 г., как считается, с рукописи его собственной руки, содержится в знаменитой "Книге Армы". Подлинность авторства практически не вызывает сомнений.

В Северной Ирландии он высадился и здесь же, в городке Армаг, построил первую церковь в 455 году. На этом месте впоследствии было, по меньшей мере, восемнадцать церквей. Теперь здесь протестантский собор св. Патрика. Я выбрала для сайта фотографию с кельтским крестом на переднем плане и с собором вдали, потому что крест, того же вида, что был при Святом Патрике, а собор другой.

кельтский крест и собор за ним

Про возникновение кельтского креста есть такая версия: св. Патрик друидам, которые солнцу поклонялись, так сказал: "Мы тоже верим в Солнце - Солнце Правды - Христа", и велел перечеркнуть круг, символизирующий солнце, крестом.

А рядом фотография растущего трилистника (хотя официальный символ - 12-струнная арфа)- он тоже символизирует Ирландию, и связан со Святым Патриком, т.к. тайну Святой Троицы объяснял святой Патрик с помощью трилистного клевера (шамрока). В качестве сувенира здесь продают маленькие горшочки и пакетик семян трилистника, я же сфотографировала лужайку.

ирландская лужайка с трилистником

Далее следую на озеро Лох-Дерг. Там на острове святой Патрик отыскал путь в чистилище. По преданию, просветитель Ирландии победил здесь чудовище, кровью которого окрасились воды озера. Отсюда и название Лох-Дерг, что значит Красное озеро. Эта победа символизировала торжество христианства над язычеством.

Предание повествует, что именно здесь святой удостоился чудесного видения. Сам Иисус Христос ввел его в чистилище, открыв перед ним два пути: в ад и рай. Господь указал на острове глубокий черный провал, через который каждый, кто имеет твердую веру и раскаяние, может попасть в чистилище. Святой Патрик заложил здесь церковь, во дворе которой создал каменный грот.

На средневековых картах, единственным местом, обозначенным во всей Ирландии, было лишь "Чистилище святого Патрика". С древних времен сюда приезжали католики из Англии, Италии, Германии, Венгрии. Люди верили, что, совершив это паломничество, после смерти они будут избавлены от посмертных мучений.

Святой Патрик на берегу озера Лох-Дерг

Вступить на остров мне не удалось, только с берега посмотреть. Летом туда только пилигримов пускают на 3 дня, у меня такой возможности не было. Конечно, обидно, но да ведь понимаю, негоже 3 дня с католиками в молитве проводить. Видимо другой у меня путь к очищению и избавлению от посмертных мучений.

На фотографии Святой Патрик на берегу озера Лох-Дерг, на другой вид самого острова с открытки для пилигримов.

открытка для пилигримов с видом острова

Теперь мой путь лежал на запад, в те места, где проходил подвиг поста и молитвы святой Патрик. Свою поездку я планировала на конец июля сознательно.

Да, весной, в день представления святого, по всему миру проходит яркий карнавал, с морем пива и веселыми шутками. Зная, огромную любовь святого Патрика к ирландцам, верю, что прощает он им и это "разгуляево".

Мне же ближе те ирландцы, обращенные в христианство святым Патриком, которые после его смерти поминали святого в церквях молитвой, и все пабы закрывали на этот день.

Благославляющий святой Патрик

Современные ирландцы, отправляются в последнее воскресенье июля к горе святого Патрика, чтобы босиком ночью совершить восхождение на гору и там помолиться и встретить рассвет.

гора святого Патрика

Я еще в Санкт-Петербурге мечтала найти себе православных попутчиков, надеялась на помощь дублинского прихода. Не получилось. Хорошо, что дочь меня не оставила одну, но уж о ночном восхождении оставалось только вздыхать.

на вершине

Мы совершили восхождение в субботу утром, попутчиков было множество. Старые и молодые, целыми семьями, хорошо подготовленные, в горных ботинках (босого только одного видела, и зауважала) и с палками в руках, идут и идут ирландцы в гору.

облака скрывают вершину горы

Хотя это не простое испытание (высота горы около 800 метров), я не видела ни одного травмированного или с сердечным приступом. Не было никакого медицинского пункта в пути, - святой Патрик хранит ирландцев.

У меня путь вверх занял 2 часа. Палок в руках у меня не было, но шла я уверенно и обгоняла своих случайных попутчиков.

церковь на самой вершине горы

Сверху палило солнце, ветер холодил лицо. Поднявшись на самый верх, я рухнула на камни рядом с остовом кровати святого Патрика. Отдышавшись, пошла в маленькую церковь просить святого о наставлении и о помощи.

вид с горы

Предстоял долгий путь вниз.

Заторопившись, и переоценив свои силы, обгоняя аккуратно спускавшихся ирландцев, вприпрыжку козочкой заскакала вниз. Не удержалась на ногах и проехала по камням, оцарапала локоть. Ох уж эта моя торопливость, сколько меня надо учить быть собранной и осмотрительной. Просила вразумления у святого Патрика - получай.

Это днем, при ясной погоде. А если бы ночью босиком и под дождем?

Ведь и в жизни, не имея привычки обдумывать свои поступки, взвешивать решения, мы падаем и падаем. Совершаем грехи, которых можно было бы избежать, имея в руках посох (будь то Иисусова молитва или ежедневное чтение Евангелия).

Книжка, взятая из дома, оказалась не случайной, т.к. на праздничную службу в Дублине я попала. В ответ, от настоятеля его книгу получила: "О следовании за Христом". Настоятель - священник Георгий Завершинский магистр богословия, магистр философии, кандидат технических наук; с 2002 года служит в Ирландии. Служба была светлая и радостная. Хотя священник служил без дьякона и без хора, мне легко молилось в храме. Отслужив утреннюю, батюшка исповедал свою паству, и меня заодно. Я причастилась и окрыленная поездкой, благословленная святыми, полетела домой.

Источник:   http://tzarskiy-khram.narod.ru

Места:
Храм Петра и Павла в г. Дублин
Собор Святого Патрика в г. Дублин
Церковь Кармелиток в г. Дублин
Англиканский собор Святого Патрика в г. Армаг
Чистилище Святого Патрика на острове на озере Лох-Дерг
Гора Святого Патрика


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

  • Разместил roman-av30 Марта 10

    Жаль, что при относительно высоком культурном уровне в раннем Средневековье Ирландия не смогла объединиться в централизованное государство и поэтому постоянно являлась объектом вражеских нашествия. Интересно, а почему не предпринималось тогда политическое объединение страны ?

  • Разместил tatiana01 Апреля 10

    Возможно, внутри самой страны происходили враждебные политические отношения.

  • Разместил roman-av01 Апреля 10

    Вполне возможно. Как правило, преобладание натурального хозяйства препятствует политическому объединению страны.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии