Центры паломничеств
Паломничества

28 Мая 10Илария

Паломничество по святым местам (Новгород - Тверь - Сергиев Посад- Воронеж- Задонск - Cерпухов-Новгород) с 16 июля по 22 июля 2005 года, часть 4

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

19 июля.

В 5 утра мы въехали в город Воронеж. Широкие улицы были безлюдны. Мимо проплывали высотки жилого микрорайона, драмтеатр им. А.В. Кольцова, площади, пирамидальные тополя, река Воронеж, разделяющая город на две части. В общем город очень понравился. К 6 часам мы подъехали к Алексиево-Акатову монастырю. Хмурая дождливая погода не располагала к выходу из теплого автобуса. Все оставались на своих местах, пока о.Сергий ходил за монастырскую ограду выяснять местные порядки. К 8 часам мы отправились в храм на службу. Вход в храм предваряла крутая полукругом каменная лестница. С площадки открывался прекрасный вид на город. Служба шла в абсолютнейшей тишине. После службы нас пригласили на трапезу, только что отреставрированную. Из окон виден полисадник с розами.

По окончании трапезы монахиня провела для нас экскурсию:

«Алексиево-Акатов монастырь - один из древнейших монастырей Воронежского края. Он основан в 1620 году. Город Воронеж в те стародавние времена имел исключительно военное значение и был незначительным городком-крепостью, населенным военными людьми, привезенными сюда из различных мест для защиты окраины Российского государства от набегов южных крымских и нагайских татар. Враги нападали неожиданно, и от них нередко приходилось отбиваться силами только одного города. Так, в 1620 году на крепость напали литовцы и черкасы, и воронежцы выдержали неравный бой. Численность населения в то время не превышала 1000 человек. Несколько ранее, в 1590 году Воронеж был при подобном набеге полностью разрушен, а жители вместе с воеводой были перебиты. Предвидя такую же беду, при новом нападении, защитники крепости решились на отчаянный шаг - они сделали вылазку и имели успех. Воронеж был спасен и избавлен от разграбления.

Счастливые воронежцы, избавившись от опасности, свой успех приписали милости Божией и молитвам за них святого, в день памяти которого дарована была победа. С чувством большой благодарности к Богу и Его святому угоднику жители решили построить храм во имя святого и во славу Божию. В день победы отмечалась память святителя Алексия, митрополита Московского.

Хотя монастырь строился по общему обету всех городских и уездных людей, но истинным строителем был игумен Успенского близ
расположенного монастыря - Кирилл, сделавший лично от себя крупные пожертвования в новый монастырь: «В церкви образа, и книги, и ризы, у церкви колокола и всякое монастырское строение были его, игумена Кирилла». Вот почему в монастырских грамотах устроение монастыря и присваивается именно игумену Кириллу, который таким образом, является основателем первых двух монастырей в г. Воронеже. Да будет вечная память имени его!

В документах самого первого времени обитель называлась «Новая пустынь Алексия, митрополита Московского». По месту строения на Акатовой, или Окатовой поляне монастырь стал называться Акатовым. Поляна эта, поросшая вековыми деревьями, находилась в двух верстах от тогдашнего Воронежа и еще не была заселена, так что была удобна для пустынножительства и населяли пустынь всего семь монахов: игумен Кирилл, черный поп Иосиф, старцы Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий.

Судьба монастыря значительно изменилась, когда при Петре Первом была устроена верфь для постройки кораблей на реке Воронеж, необходимых для войны с турками, владевшими грозною морскою крепостью Азовом на берегу Азовского моря. Тогда в Воронеже подолгу жил сам Государь Петр, для которого устроен был на берегу реки близ Успенского монастыря дворец. Здесь же были корабельная верфь, адмиралтейство, дворцы вельмож. На корабельные работы было привлечено 26 000 рабочих со всех концов России. Среди корабельных мастеров было много иностранцев, образовавших немецкую слободу с двумя лютеранскими приходами. Окруженный со всех сторон шумной жизнью, Успенский монастырь испытывал крайнее стеснение и неудобство в своей иноческой жизни.

В 1700 году по указу Петра 1 для освобождения удобного места для кораблестроения Успенский монастырь со всеми владениями был присоединен к Акатову монастырю.

В 1891-1896г. при монастыре была открыта второклассная регентская церковно-приходская школа и был устроен прекрасный хор, который славился далеко за пределами Воронежа.

В 30-е годы нашего столетия обитель была закрыта. В годы ВОВ Алексиево-Акатов монастырь претерпел значительные разрушения. Территория монастыря изо дня в день превращалась в свалку мусора, монастырское кладбище было разорено, могилы осквернены. Наконец, в 1989 году монастырь был передан Воронежской епархии. С марта 1990 года начались реставрационно-строительные работы. Когда приступили к восстановлению монастыря, пришлось вывезти более 1000 машин мусора с его территории. В июле того же года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря. К ноябрю было восстановлено здание Крестовой церкви, которая стала использоваться как гостиница для паломников, и двухэтажный храм: верхний храм был освящен в честь святителя Алексия, а нижний через год во имя Владимирской иконы Божией Матери, расписанный в последующие годы стараниями воронежских иконописцев и сестер обители. К январю 1991 года закончилось строительство трапезной, восстановленной на старом фундаменте. Впоследствии она была расширена и в настоящее время может принять до 300 человек. На стенах и сводах трапезной сестрами обители и местными иконописцами выполнены росписи, изображающие святых и иллюстрирующие евангельские притчи. В сентябре того же 1991 г. завершилось строительство двухэтажного сестринского корпуса. Вблизи храма в 1992 году возведена небольшая часовня для водосвятных молебнов. Строительство в ограде монастыря продолжалось и в последующие годы. С 1992 года обителью управляет игумения Варвара, под началом и опекой которой в труде и молитве служат Господу более 50 сестер. Сестры несут различные послушания: поют и читают на клиросе, пишут иконы и шьют церковные облачения, занимаются резьбой по дереву, трудятся на просфорне и в трапезной, в теплице и на монастырском подворье. И если некоторым из них, по нуждам обители, приходится подолгу не бывать в храме, они не чувствуют оторванности от общей молитвенной жизни, ибо и на своем месте они исполняют служение Богу. При монастыре есть воскресная школа.

Дошедшие до нас старинные фотографии и описания дают нам некоторое представление о былом благолепии храма Алексиево-Акатова монастыря. Из святынь обители особо почитались воронежцами иконы Божией Матери «Троеручица» и «Живоносный Источник», после закрытия монастыря судьба их нам не известна.

В восстанавливающийся храм стали поступать пожертвования, в том числе иконы. Образ «Живоносный Источник» был передан монастырю из Покровского кафедрального собора, возможно в память об утраченной святыне. Вечером 7 сентября 1992 года образ стал мироточить, и с тех пор это чудо повторялось многократно. Чаще всего струйки мира истекают с жезла в руке Владычицы и со свитка, который держит Богомладенец.

С 1997 года не раз источала миро икона вмч. и целителя Пантелиимона, подаренная обители Владыкой Мефодием, -тоже афонского письма. В этом же году сестры и прихожане были свидетелями чудесного обновления иконы святителя Питирима Тамбовского. Этот святой во время земной жизни находился в духовной дружбе со святителем Митрофаном Воронежским. Неоднократно мироточила икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, переданная из храма с.Павловка.

Одно из последних чудесных явлений связано с образом Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» - списком с древней чудотворной иконы, о первоначальном происхождении которой история сведений не сохранила. Известно, что долгое время она находилась на Афоне, в Русском Андреевском скиту, но прославление ее совершалось в 1863 году в России, в Вятской губернии, куда икону привезли для сбора пожертвований афонские монахи. Первым явлением благодатной помощи Владычицы было исцеление от немоты 18-летнего юноши. С чудотворного образа были сделаны многие списки. На иконе, принадлежащей монастырю, Пресвятая Богородица изображена с предстоящими ей Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом. Над главою Пречистой - венец, поддерживаемый двумя Ангелами. Внизу иконы - тропарь и кондак образу и надпись, свидетельствующая о том, что «сия икона написана и освящена на святой Афонской горе в Русской обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иерсхим. Кирилле 1905г». В 1999 году, вскоре по возвращении иконы в храм после реставрации, сестры заметили капельки мира на одеждах одного из предстоящих святых, а летом того же года, в один из июньских дней, долго стояли перед образом в благоговейном трепете, глядя на скорбный лик Пречистой, от очей которой до самого низа иконы стекали две прозрачные струйки, подобно слезам. Струйки эти не высыхали в течение двух дней. В последствии икона мироточила не раз, но в меньшей степени.

В монастыре недолгое время служил архиепископ Петр Воронежский, замученный на Соловках, и прославленный в лике святых. В нижнем храме его икона»

«Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. Отец его служил в Чудовом монастыре в Кремле. В семье было четверо детей. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии, и после проверочных испытаний совет Казанской Духовной академии постановил принять его в число студентов. Через год он был пострижен в монашество с именем Петр (в честь апостола Петра) и рукоположен в сан иеромонаха.

В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии за диссертацию «Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям». По окончании аадемии он трудился преподавателем в Орловской Духовной семинарии, инспектором Новгородской Духовной семинарии и в 1909 году был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии.

Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и настоятель имел постоянную возможность общаться с оптинскими старцами. Старцы высоко ценили духовную настроенность иеромонаха Петра и часто направляли к нему людей для духовного руководства. В 1910 году его возводят в сан архимандрита. В 1916 году он едет проповедником на фронт. В 1917 году архимандрит Петр был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Здесь ему впервые пришлось испытать тяготу неволи: он был заключен в тюрьму в качестве заложника. В 1919 году в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение архимандрита Петра во епископа.

Епископ Петр был высокого роста, худощавый, с длинными волосами, которые он никогда не подстригал, с рыжеватой бородой, ясными голубыми глазами. У него был очень сильный голос и хорошая дикция. Когда ему приходилось служить в храме Христа Спасителя и он говорил проповедь, то по всему храму было слышно каждое слово. В малые праздники служба продолжалась около пяти часов, в воскресные дни - шесть часов, а в двунадесятые праздники - семь, то есть с пяти часов вечера до двенадцати ночи.

В первую неделю Великого поста епископ Петр служил каждый день, службы продолжались по тринадцать-четырнадцать часов в день. Он часто служил в Сормове, и многие рабочие, узнав его поближе, полюбили его. Когда в мае 1921 года власти арестовали епископа, рабочие объявили забастовку и бастовали три дня. Власти пообещали рабочим, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ЧК на Лубянку. Его обвинили в разжигании религиозного фанатизма в политических целях. С Лубянки епископа перевели в Бутырскую тюрьму, затем в Таганку. Когда его уводили из Бутырской тюрьмы, то с ним прощались все заключенные в камере, многие плакали, даже надзиратели пришли проститься. «Я вспомнил тогда прощание апостола Петра», - говорил епископ, рассказывая о своем пребывании в заключении.

Летом 1923 года был выпущен святейший патриарх Тихон. Он подал список архиереев, без которых он не может управлять Церковью, в их числе был и владыка Петр. В конце лета 1924 года он вернулся в Москву. Тут ему временно пришлось управлять Московской епархией, а 16 июля 1925 года он прибыл в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру, а по смерти последнего, 24 декабря 1925 года был назначен архиепископом Воронежским и Задонским. Тут владыка со всей силой развернул свою деятельность. Он был совершен в ревности и в любви к Богу, в жалости и в любви к людям. При нем началось почти поголовное возвращение духовенства из обновленчества. В Воронеже владыке сопутствовал отец архимандрит Иннокентий.

В свое время блаженная Прасковья Ивановна (Саровская) предсказала ему три тюрьмы. Три тюрьмы уже прошли, и поэтому владыка не стал больше ничего бояться: «Четвертой не будет». Но 16 ноября 1925 года его всё-таки арестовали, отправили в Москву. 4 апреля 1927 года Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к 10 годам заключения в концлагере.

Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь Он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием. В 1928 году владыка был переведен в Анзер, в 6 отделение. Там он работал .счетоводом на продовольственном складе, где работали в то время одни священники. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием. В то время в Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных Соловецких монахов, и молитва за службами в храме была огромным для него утешением. Из Соловков он старался писать как можно чаще, насколько позволяли условия заключения, почти в каждом письме поминая воронежскую блаженную Феоктисту Михайловну, которую он очень почитал, прося ее святых молитв.

На Соловках он часто навещал и похоронил отца Иннокентия, скончавшегося 24 декабря 1927 года. Владыка писал с Анзера, что живет в уединенном,пустынном месте, где мало видит людей, и чувствует себя пустынником. Там в уединении он составил акафист преподобному Герману Соловецкому и послал его на проверку. Сохранились копии целого ряда писем, написанных владыкой из Соловков.

Рассказ монахини Арсении, бывшей в Соловках вместе с владыкой:

В Соловках была сильная грязь, и были проложены деревянные мостки для пешеходов. Рассказывали, что начальство настолько уважало владыку, что при встрече с ним сходило в грязь, уступая ему дорогу. Но начальство переменилось. Прислали нового - сына священника Успенского. Он сразу снял с церквей кресты. Владыка в это время обратил к православной вере и крестил в Святом озере эстонку. За это он был отправлен в штрафную командировку на Анзер, в Троицкое, а там начался повальный тиф. В скиту поместили госпиталь. Владыка заболел тифом и был привезен туда. Там он болел 14 дней. Мать Арсения в то время находилась на пристани, и у нее хранились вещи владыки. К больному владыке приехал из Соловков иеромонах и приобщил его Святых Таин. Мать Арсения неоднократно присылала владыке хранившуюся у нее его постригальную свитку, но он отсылал ее обратно. В день его кончины пришла к ней сестра-хозяйка. Сказала, что в болезни наступил перелом; владыка должен был поправиться, но он ничего не кушает. Мать Арсения спросила: «В чем он лежит?» - «В казенной короткой рубашке». Тогда мать Арсения опять послала свитку, которую владыка хранил на смерть (для дня кончины). Когда ему подали ее, он сказал: «Как к делу она прислала ее. Теперь оботрите меня губкой. Обмывать меня нельзя». На владыку надели свитку и в ней он скончался.
В одной палатке с владыкой лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день владыкиной смерти, в 4 часа утра, он услышал шум, как бы влетела стая птиц. Открывает глаза и видит святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели владыки и причастила его Святых Таин. Перед смертью он все писал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». И так несколько раз. В последний раз написал «не» - и рука упала: владыка скончался. Это было на праздник иконы Царицы Небесной «Утоли моя печали» - 25 января 1929 года, в 7 часов вечера. Владыке было 50 лет от роду.

Приехал начальник и велел положить владыку в общую могилу, отдельно хоронить не разрешали. После просьбы заключенных - разрешили. Облачили владыку в мантию лиловую, новую, и во все новое облачение. На ножки - туфельки бархатные (всю ночь шили). Пропели: «Да возрадуется душа твоя о Господе» - и стали влагать владыке в руку молитву. И все три батюшки расписались. Мать Арсения спросила: «Почему вы расписываетесь? На молитве ведь не расписываются?» Они ответили: «Если время переменится, выйдет владыка мощами, будет известно, кто его хоронил». Рукопись подписали: архимандрит Константин (Алмазов) из Петербурга, барнаульский отец Василий и отец Димитрий из Твери. Похоронили владыку внизу против престола на полугорке. Поставили крест. В головах - ёлка, в ногах - три пихты. Владыка умер последним, после него никто не умирал, тиф кончился, и настало тепло. Один из хоронивших владыку священников, будучи проездом в Москве, рассказывал, что, когда похоронили его и зарыли уже могилу, вдруг над могилой явился столп света, и в нем владыка, и он их благословил.

В Соловках владыка особенно подружился с архиепископом Илларионом (Троицким). Он даже завещал ему свою перламутровую панагию с Тайной Вечерей, но владыка Илларион скончался раньше его в Ленинградской тюрьме, при пересылке в Ташкент. Помню, рассказывали, что в Соловках поминали старшего архиерея «Соловецким». Старшим был Илларион, а как только его посадили на пароход (на отправку в этап), в церкви за службой запели:

«...Высокопреосвященного Петра, архиепископа Соловецкого».

Мощи священномученика были обретены 17 июня 1999 года.

Архиепископ Петр (Зверев) был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. День памяти 7 февраля по новому стилю».

По окончании экскурсии в 12.00 мы решили пройтись пешком в Покровский кафедральный собор, где покоятся мощи святителя Митрофана Воронежского, так как водителям нужен был отдых. Шли мы извилистыми улочками то вверх, то вниз (местность холмистая). По пути следования удивлялись неповторяющейся архитектуре частных и административных домов, построенных из красного кирпича. Дома тесно стоят друг к другу. Но несмотря на это обстоятельство - много строящихся объектов.

Из жития святителя Митрофана Воронежского:

«Первопрестольник Воронежский, святый Митрофан , во святом крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года в области нынешней Владимирской губернии. Не имеется сведений, кто именно были его родители, какое занимали положение, - лишь предполагают, что они принадлежали к духовному званию.

Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и проходил должность приходского священника. Местом пастырского служения иерея Михаила было село Сидоровское. Нежная заботливость святителя о своем сыне Иоанне сквозит в письмах, сохранившихся от времени его епископского служения. Больще о времени служения в миру ничего не известно.

На сороковом году своей жизни угодник Божий лишился супруги и тогда же решил отречься от мира, чтобы беспрепятственно служить Богу. Он поселился в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Здесь в 1663 году священник Михаил был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась вместе с крестьянами монастырских вотчин с просьбой к духовной власти поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью инока Митрофана. Просьба была исполнена: в июне 1665 года инок Митрофан «благословлен в игуменский чин». Святый Митрофан был настоятелем почти 10 лет.

В 1675 году управлению святаго Митрофана, как мужа «благоговейного и добродетельного» патриарх Иоаким поручил другую, более обширную и славную Унженскую обитель во имя Живоначальной Троицы, которая пользовалась милостями царей дома Романовых.Она была знакома царю Михаилу Феодоровичу еще до вступления его на Российский престол: в 1612 году он с матерью своею, инокиней Марфой Иоанновной приезжал в обитель и молился преподобному Макарию о возвращении отца своего, митрополита Ростовского Филарета, томившегося в плену у поляков. В 1619 году Михаил Федорович совершил в торжественно-царской обстановке путешествие в монастырь преподобного Макария по своему обету «за некоторые угодника Божия чудеса и помощь, оказанную великому государю и родителям его во время их печали». Со времени царского посещения Унженская обитель, по воле Михаила Федоровича, была учинена «наравне с Соловецким монастырем», а игумены его получили право ежегодного приезда в Москву к царю и патриарху с образом преподобного Макария и со святой водой после дней празднования преподобному Макарию, приходившихся на 19 января и 25 июля. Таким путем Унженские игумены получили личный доступ к царю и патриарху, что имело важное значеие для обители, особенно в случае каких-либо дел.

Назначение святого Митрофана игуменом такой обители показывает, как патриарх Иоаким почитал его за благочестие и мудрую распорядительность, тем более, что последние годы правления предшественника святого Митрофана, игумена Никиты, были для Унженской обители очень тяжелы. В 1671 году были обретены честные мощи основателя монастыря преподобного Макария. Но это радостное событие омрачилось печалью: игумен и братия «содержимые простотою» не сообщили об открытии мощей ни патриарху, ни царю. Через четыре года по доносу одного монаха, недовольного игуменом Никитою, поднялось об этом дело. Следствие окончилось тем, что открытые мощи были положены под спуд, а Никита лишен был игуменства и сослан «под начал в послушники» в Желтоводский монастырь. Святый Митрофан управлял Унженским монастырем почти 7 лет и вскоре он получил новое, уже постоянное служебное назначение. Он был поставлен десятинником Унженской десятины, в которую входило 94 церкви.

Благоговейная любовь к преподобному Макарию и уважение к святому Митрофану побудили царя Феодора избрать Унженского игумена во епископа новоучрежденной Воронежской епархии. Современники объясняют это избрание высокою подвижническою жизнью святого Митрофана, «мужа поистину праведна и свята», а также - желанием благочестивого царя возвеличить Унженскую обитель возведением на епископскую кафедру ее настоятеля, в котором он видел наместника преподобного Макария по игуменству и ученика его по жизни.
2 апреля 1682 года святый Митрофан был посвящен в епископа патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями. Святителю было тогда 58 лет от рода.

28 апреля скончался благочестивый царь Феодор Алексеевич и святитель Митрофан, чередуясь с другими бывшими в Москве епископами, совершал установленное поминовение по усопшем государе. 25 июня святитель участвовал в венчании на царство юных государей - Иоанна и Петра Алексеевичей, при чем в числе других священнослужителей поднес патриарху Иоакиму для вручения царям державу. Лето, проведенное святителем в Москве после хиротонии, было тяжелым временем волнений государственных и церковных: стрелецкое восстание, собор в грановитой палате по поводу прений с раскольниками...

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж, который не насчитывал тогда себе еще и ста лет. Первые поселенцы были невольниками, согнанными для охраны государства от нападенияч крымских татар.
Одною из первых забот святого Митрофана было построение нового кафедрального собора вместо ветхой церкви. Святитель любил построенный им соборный храм, который просуществовал всего 14 лет и в 1717 году он обрушился от близости рвов и от нетвердости фундамента.

Святитель Митрофан поставил под строгое наблюдение церкви основу семьи - брак, чтобы предотвратить широко распространенное в его сбродной пастве сожительство без церковного благословения или браки донских казаков с воронежскими жительницами без благословения родителей. Чтобы укрепить в пасомых мысль о святости брачного союза, святой Митрофан с особенною осмотрительностью давал разрешение на развод...
Заботясь о чистоте нравов своих пасомых, святой Митрофан вооружался против народных увеселений, носивших в то время безнравственный характер. Один указ его времени запрещает качанье на качелях, «бесовские игры», пляски и плескание руками, ибо эти богомерзкие дела противны нашему Спасителю и угодны супостату диаволу.

Без сомнения, много забот доставили святому Митрофану раскольники старообрядцы, соблазнявшие его паству отступить от православной Церкви. После бунта 1682 года старообрядцы признавались не только заблуждавшимися в вере, но и государственными преступниками.

До 1696 года отношения святителя-подвижника к молодому царю Петру Великому ничем не отличались от обычных отношений епархиального архиерея к государю. Но отношения поменялись, когда, желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, Петр Великий начал войну с турками. Первый поход (1695 года) на пограничный с Россиею турецкий город Азов был неудачен для русских, так как не было флота. Тогда царь решил построить флот, а местом постройки избрал город Воронеж и его обильные лесами окрестности. Государь часто посещал Воронеж и подолгу жил в нем. В это время святитель Митрофан для царя-работника явился помощником, который всеми зависящими от него средствами поддерживал дело, предпринятое царем. Петр хорошо понимал и высоко ценил ту могучую поддержку, какую он имел в «усердножелательном радении» святителя «к государю и всему христианскому народу». В первый же приезд царь начал оказывать Воронежскому святителю знаки своего расположения. В храмовый праздник 25 марта 1696 года государь присутствовал в кафедральном соборе за литургией, которую совершал святой Митрофан, при чем на правом клиросе пели государевы певчие.

Святой Митрофан, как духовный владелец, входивший в компанию Рязанского митрополита, принимал участие в постройке двух кораблей и трех галер.

Весной 1700 года царь Петр снова был в Воронеже, присутствовал за богослужением на храмовом празднике у святителя; потом обедал у него со своей свитой.

Однажды в 1700 году произошло столкновение между царем и святителем. Государь вызвал Святителя Митрофана к себе. Святитель тотчас отправился к царю пешком. Но войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Разгневанный царь произнес на этот поступок святителя: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу святитель отвечал: - «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Под вечер царь услышал благовест в большой соборный колокол. Поинтересовавшись, в чем дело, узнал, что святой Митрофан перед смертью должен принести Богу покаяние и потому назначил службу. Царь рассмеялся и сейчас же велел сказать святителю, «что он его прощает, и для того перестал бы он тревожить народ необыкновенным звоном»; а потом царь приказал убрать статуи. Надо помнить, что Петр никогда не поступался своими нововведениями и если здесь уступил он, то это показывает, какое великое уважение он питал к Воронежскому святителю.

Последнее свидание святителя и государя было в феврале 1702 года.

1703 год, когда святитель Митрофан достиг 80-летнего возраста, был последним годом его богоугодной жизни. 2 августа постигла святителя Воронежского тяжелая болезнь, от которой он уже не оправился. Несмотря на присутствие в Воронеже врачей, иностранцев и русских, он не обращался к их помощи. 10 августа болезнь усилилась и в этот день святитель, по совершении над ним таинства елеосвящения, облекся в великий ангельский образ, -принял пострижение в схиму, что было его давнишним великим желанием. Его нарекли Макарием, в честь преподобного Макария Унженского. Так истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября того же 1703 года. На погребении святителя присутствовал сам царь Петр Великий. Он оказал почившему архипастырю невиданные почести, по которым можно судить о том уважении, какое имел великий государь к смиренному святителю. Справедливо замечают, что такие почести едва ли оказывал какой-нибудь из русских государей кому-нибудь из архиереев. По личному распоряжению царя, погребение было отложено на двенадцатый день по кончине святого Митрофана, - на субботу 4 декабря. Когда по окончании заупокойного богослужения, духовенство готовилось поднять гроб, государь, обратившись к свите, сказал:

-«Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами».

С этими словами государь первый взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. После панихиды царь опять вместе с вельможами и офицерами поднял гроб и опустил в землю. При этом, обращаясь к своим приближенным, государь громко сказал: - «Не осталось у меня такого святого старца».

В 1831 году 6 августа, ко дню Преображения Господня, когда было назначено открытие мощей святителя Митрофана, в Воронеж собралось из разных губерний до 50 000 благоговейных почитателей новоявленного угодника Божия. ...при непрерывном и тихом пении священнослужителей «Господи, помилуй» мощи святителя Митрофана на лентионах медленно поднимались из земли, где покоились 128 лет.

В 1833 году мощи святителя Митрофана из Архангельского собора были перенесены в возобновленный Благовещенский собор. 23 ноября 1903 года Воронежская епархия отпраздновала 200-летие со дня кончины своего первопрестольника. Без сомнения, никога не умрет память к угоднику Божию среди чад православной Церкви Русской, как никогда, по милости Божией и молитвам святителя Митрофана, не прекратится и благодатная помощь его всем, прибегающим к нему в нуждах и скорбях».

Наконец, на возвышенности показался собор. Внутри просторно. Собор состоит как бы из двух отдельных помещений одинаковых по площади: в ближнем - иконная лавка и свечная-требная; в дальнем - алтарь, мощевики и рака с мощами свт. Митрофана Воронежского у правого предела. Возле раки стоял священник, благословляя всех Крестом. Некоторые задавали ему вопросы и он по несколько минут беседовал, давал советы. Мы с Татьяной оказались последними в очереди...Когда «пришли в себя», нашей группы не было видно. Лишь Наташа Сергеева никак не могла уйти от мощевика с частицей св. Наталии. Втроем мы решили, что группа ушла на источник и, расспросив у местных жителей дорогу, «нимало сумняшеся», отправились в путь. Пришлось почти бежать, потому что каменная дорога круто вела вниз. То и дело одолевало сомнение: точно ли на источник пошла наша группа или вернулась в монастырь? Но мы бодро продолжали спуск пока не очутились на набережной реки Воронеж. Прошли мимо храма...Воронежцы с удовольствием объясняли дорогу к источнику. Прошли около 2 км. Наконец, - вот он: среди жилых домов площадка, скамеечки, лавка, трубы с вытекающей водой и две купальни из красного кирпича без крыши. Очереди почти нет. Мы сетовали, что не взяли с собой бутылок под воду. И вдруг, откуда ни возьмись, появился мужчина и предлагает: «Вам не нужны бутылки с водой?» - «Ого! Нужны!!!» - хором радостно отвечаем. Он нам выделил две, а потом, узнав, что мы издалека, выпалил: «Забирайте все!» - и отдал пять бутылок с водой. От души и разом засвидетельствовали чудо! В купальне вода текла из трубы, никакого резервуара не было. Обратно шли свеженькие и бодренькие, читали на ходу акафист свт. Митрофану Воронежскому. На источнике нам объяснили, как быстрее добраться до монастыря пешком, хотя мы беспокоились, что опаздываем, и хотели проехать на автобусе. Нас переубедили и мы пошли «испытывать судьбу» пешим ходом вдоль набережной. Надо признаться, что река Воронеж очень величавая, с красивым современным мостом, который служил для нас ориентиром: надо было свернуть налево, не доходя моста. Почему-то мы тут сплоховали и стали пытаться подняться на крутую гору по тропинкам (вместо того, чтобы дойти до улицы), едва виднеющимся сквозь густые заросли деревьев и кустов. Мы карабкались наверх и со стороны, наверное, напоминали турок, бравших Измаил... Вдоволь насмеявшись над собственным бессилием перед почти вертикальной горой, все-таки нашли тропу более-менее подходящую для подъема, и «взяли» высоту. Едва держась на ногах, с усиленным сердцебиением, мы достигли верха и оказались на строительной площадке. Долго плутали дворами, потом вышли на знакомые улицы и, наконец, увидели монастырь! Как мы и догадывались, нас уже не ждали - автобуса на месте не было. Привратник, узнав нашу историю с отставанием от группы, весело объявил: «А-а! Это вы, которые всегда опаздываете? Вам велено ждать во-он на том перекрестке...». Рядом, в умывальне, отчистили свою обувь от земли и глины, и поплелись на указанный перекресток. В 16.30 появился автобус. Нас приняли без комментариев, к нашему великому удивлению.

В 18.35 мы приехали в Задонск. Едва я увидела величественное синее здание храма, как тут же вспомнилось, как года четыре назад я возвращалась на автобусе из Волгодонска, где гостила у брата, домой. Вдали на вершине холма, как исполин, стоял синий храм на фоне чистого неба. Я завороженно смотрела на него и спросила у брата: «Это что за город?» Он ответил: «Наверное, Воронеж...»

Я не верила своим глазам в то, что дорога жизни привела меня к этому врезавшемуся в память гиганту-храму, да еще в котором почивают мощи святителя Тихона Задонского! Что мы о нем знаем?

«В Валдайском селе Короцке Новгородской губернии в лето от Рождества Христова 1724-е родился в семье причетника местной церкви Савелия Кириллова сын, коего по Святом Крещении нарекли Тимофеем. Мать будущего святителя звали Домникой. Рано лишившись отца, Тима с младых лет испытал горечь нужды. В 1738 году начал учение в славянской школе при Новгородском архиерейском доме. Скоро стал отмечаться лучшим учеником, и поэтому когда в 1740 году составляли списки наиболее способных для продолжения образования в новооснованной Новгородской духовной семинарии, Тимофей Савельев был включен в их число. И, как особо одаренного, приняли его на казенное содержание. С 1750 г. Тимофей является не только учеником богословского класса, но и преподавателем греческого языка. В это время меняется его фамилия по отчеству Савельев на Соколовского. В 1754 г. Тимофей заканчивает «школу богословия» и остается преподавать риторику. А 10 апреля 1758 г. Вступает на стезю монашества, приняв Великим Постом постриг под именем Тихона в честь св. Тихона, епископа Амафунтского. В том же году состоялось рукоположение в иеродиакона и в иеромонаха. В 1759 году он занял пост инспектора Новгородской духовной семинарии, получил сан архимандрита и должность настоятеля Желтикова монастыря, а потом назначение ректором Тверской семинарии. В 1761 году управлял Хутынским монастырем. В 1762 году епископу Тихону доверили пост председателя Синоидальной конторы, учрежденной для временного заведования делами Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, пока этот высший орган принимал участие в московских торжествах по случаю коронации Екатерины Второй. Императрица Екатерина собственноручно начертала свою волю: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому» и велела ему присутствовать на последнем судебном заседании по делу Арсения Мацеевича - бывшего митрополита Ростовского, разжалованного и осужденного за протест против изъятия в казну церковных земельных владений. После суда над Мацеевичем святитель Тихон переживает тяжелый нервный срыв, заболевает под впечатлением вынужденно пережитого зрелища лишения митрополита Арсения духовного сана. У свт. Тихона начинают трястись руки, его преследуют головокружения, временами дело доходит до потери сознания. Больным и изнуренным прибывает он 14 мая 1763 года в Воронеж... Но несмотря на это, он много проповедует, трудится, пишет книги. 8 января 1768 года в связи с тяжелой болезнью святитель Тихон уволен на покой с правом выбора монастыря для дальнейшего проживания. Выбор пал на Тешевский (Задонский) Богородицкий монастырь.

Келейник В.И. Чеботарев пишет в воспоминаниях: «...ни к какой вещи временной и тленной не привязан был его ум.: придет бывало от обедни, снимешь обыкновенно с него рясу, станешь складывать, а он возьмет ее из рук моих и, бросив на пол, скажет: «это бредня, братец; давай на стол скорей, я есть хочу». В келлии его всё соответствовало его смиренномудрию и нестяжанию.

«Замечательно было, - с искренним умилением сообщает в своих «Записках» В.И.Чеботарев, - в который день приходящих бедных более бывало у него, и когда больше раздаст денег и прочего, в тот вечер он веселее и радостнее был; а в который день мало, или никого не было, в тот день он прискорбен был».

Во время работы над шеститомным сочинением «Об истинном христианстве» в 1770 году, задумался святитель Тихон о страданиях Христовых и вдруг, бросив взгляд на висевшую в келье картину с изображением Страстей Господних, увидел, как с горы Голгофы, с креста, спускается к нему Иисус. В другой раз, углубившись в молитвенное богомыслие и

«как бы в некоем восторге бывши, слышит над собою ангельское пение, которого приятность он не в состоянии был изъяснить языком, и что было пето, кроме голосов согласных, не понимал» В 1778 году было св. Тихону явление Богородицы, сидящей «на облацех» и предстоящих Ей апостолов Петра и Павла...

Святитель Тихон скончался 13 августа 1783 года. В мае 1846 года при демонтаже старого, изрядно обветшавшего Владимирского собора постройки 1741 года, под алтарем которого покоился святитель Тихон, тело бывшего епископа Воронежского обретено было нетленным. Обнаруженное телесное нетление стало лишь дополнительным штрихом в уже сложившемся к тому времени образе святого из Задонска, чей статус в народном сознании и без формального признания его святости подтверждался многочисленными чудотворениями на могиле святителя Тихона и при молитвенном к нему обращении. Нескончаемым потоком шли в Задонский монастырь паломники, окриляемые надеждолй на небесную помощь святителя Тихона. В июле 1861 года по всем епархиям разослан был синодальный указ, в котором излагалась история открытия мощей св. Тихона и объявлялось о причислении его к лику святых»

Я и  Татьяна Вас. Львова

Отец Сергий договорился о ночлеге, который предстоял на втором ярусе собора, на полу. Нам это понравилось. А пока после вечерней службы мы слушали акафист перед мощами святителя Тихона. Пел и читал молодой человек в одиночестве, но голос сильный. После акафиста был крестный ход. Некоторые наши женщины по приглашению перебирали черную смородину. В 22.00 часа на кладбище рядом с главными воротами служили панихиду. Наконец, все собрались на втором этаже (на клиросе). Балкон проходит по периметру собора (кроме алтарной части). Основная группа расположилась с правой стороны вдоль боковой стены, мы с Татьяной облюбовали местечко по левую сторону напротив мощей святителя. Ночь прошла быстро и спокойно.

Продолжение здесь.

Источник:   http://koroljok.ucoz.ru

Места:
Алексеево-Акатов монастырь в г. Воронеж
Благовещенский кафедральный собор в г. Воронеж
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии