Центры паломничеств
Паломничества

30 Мая 10Илария

Паломничество по святым местам (Новгород - Тверь - Сергиев Посад- Воронеж- Задонск - Cерпухов-Новгород) с 16 июля по 22 июля 2005 года, часть 6

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

21 июля.

Подъем в 5.30. Прочли правило ко причастию. Сбегали на «Живоносный Источник» за стенами монастыря, окунулись. Вернулись в собор. Все монахи выстроились в две шеренги, образуя коридор, и по очереди читали акафист Казанской Божией Матери. На исповедь пошли к о.Сергию, заодно попросили прощения за то, что не поняли его распорядка и причастились два раза подряд в Задонске. Он нисколько на нас не в обиде. Во время Литургии мы с Татьяной Львовой стояли вместе у подсвечника «ухаживая» за святителем Тихоном.

Неожиданно к нам подошла одна из паломниц, на которую мы «имели зуб» и всячески избегали, и перед причастием попросила у нас прощения. Мы обнялись и поцеловались. Это было искренне. Хотя еще совсем недавно я её и за верующую не считала, столько негатива шло от неё в наш с Татьяной адрес. И вдруг такой поступок! От этого или еще от чего-то, но через несколько минут из моих глаз ручьем потекли слезы, и ничего с этим невозможно было поделать. Невидимо душа смывала пятна грехов через благодать, посланную мне у мощей святителя Тихона. Не об этом ли подарке говорил мне послушник (Анатолий, как впоследствии мы узнали)? Да и причаститься в свой юбилей у мощей великого святого - это ли не подарок! Перед причастием посл. Анатолий пропустил всю нашу группу без очереди к открытым мощам. Потом я вспомнила про батюшкин отреставрированный наперстный Крест и решила его тоже приложить к мощам святителя Тихона. Послушник Анатолий и Крест приложил, и самой разрешил еще раз приложиться к открытым мощам. Глаза у меня всё время были «на мокром месте».

Мы с Татьяной продолжали послушание у подсвечника. С ней заговорил высокий монах, о чём-то спрашивая. Татьяна отрицательно качала головой, потом вопросительно посмотрела на меня. Я спросила о чем речь. Оказалось, что интересовал митрп. Арсений Мацеевич, похороненный в Таллине. Я сказала, что читала о нем книгу. Монах попросил прислать ему эту книгу, дал адрес, взял наши записочки. Его имя Иосиф. Удивительное дело, что житие митрп. Арсения так сильно запечатлевается в душах, читающих о нем. Мы расстались друзьями.

Все желающие поклониться мощам свт. Тихона выстроились в большую очередь. Мы с Татьяной решили, что успеем сбегать к автобусу за Евгением Калиничевым, который еще не был в соборе. Нехотя он пошел вслед за нами. Мы подвели его к уже нашему знакомому посл. Анатолию, объявив, что этот молодой человек не успел подойти с группой, и посл. Анатолий вмиг среагировал, открыл для Евгения раку с мощами. Мы порадовались за парня.

В 12.00 часов обед

В 12.30 местный базарчик.

13.00 - отъезд.

19.35 - Серпухов. Долго кружим по городу, спрашивая людей, как найти Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. Наконец, через час, отыскали. Ждали за воротами пока о.Сергий разговаривал с руководством. В итоге нам разрешили войти в храм с чудотворной иконой «Неупиваемая Чаша». Территория монастыря огромная, все строения побелены, продолжается реставрация, поэтому дорога от ворот до храма петляет между зданиями. Храм внутри очень красивый, какой-то царственный, богатый и уютный. Все стены и колонны увешены старинными иконами. От лампадки иконы «Неупиваемая Чаша» батюшка Сергий помазал всех маслицем. Из этой же лампадки послушник шприцом налил для нас в бутылочку масла. Иконную лавку не открыли, но все требы послушник принял. Конечно, все сожалели, что не попали ни на службу, ни на акафист перед чудотворной иконой, многие ради этой иконы и поехали в паломничество ради своих страждущих от пьянства близких и родных людей.

Далее мы поехали в женский монастырь, где тоже имеется чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери - святитель Алексий услышал глас, исходящий от Её иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы - преславное Ее Введение во храм, - в честь которого воздвигнут монастырь.

Митрополит Алексий посылает своего келейника Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Заночевав на подысканном месте, Варлаам ночью слышит звон великий и гремение сосудов железных и медных. Он принял это за знак свыше о строительстве монастыря именно здесь. Возвратившись к митрополиту Алексию, он неожиданно испускает дух. В смятении святитель взывает к Божией Матери и слышит снова глас: «Алексие, возьми его за руку и подними, и он послушается тебя». Он взял его за руку, и тот тотчас встал, сильно плача. И начал святитель вопрошать о причине плача его, он же сказал: «Умоляю тебя, не вынуждай меня говорить об этом до моей смерти, ибо только перед смертью расскажу тебе». И тотчас был отпущен. Прожив 13 лет строителем в монастыре Варлаам ослеп. Митрополит Алексий прибыл в Серпухов и найдя Варлаама слепым, стал просить рассказать ему о случившемся прежде основания сего монастыря. Он же сказал: «Не могу словом произнести, т.к. сие страшно было, а чтобы писанием сообщить - нет у меня зрения». И повелел Алексий диакону принести трость, и чернила, и хартию. И вместе все молитву сотворили, и тотчас прозрел Варлаам, и взял трость, и начал писать следующее: «Почему монастырь наречется Владычний, а не Алексиевский, - потому что я видел Владычицу, и устроился он Ее промыслом». И еще написал: « Когда я упал, то увидел монастырь, держимый Ангелами и Захариею, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени». Окончив, поцеловал святителя и с миром преставился в лето 1377 года. Алексий же много скорбел по Варлааме и, мало пожив после него, ко Господу отошел и погребен в основанном им Чудовом монастыре. В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского, и в продолжении многих веков была главной святыней монастыря и почиталась как чудотворная.

В конце XV - начале XVI века к древнему Введенскому собору с северной стороны был пристроен предел святителя Московского Алексия. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия. О небесной защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады города Серпухова неприятелями горожане видели вмч. Георгия, выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражьим полчищам. Последние, увидев святого, устрашились и бежали, а вмч. Георгий вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого события установлено празднество св. вмч. И Победоносцу Георгию в середине октября и именуется в народе «Георгий Потаенный». О храмовой чудотворной иконе св. вмч. Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая о вражеском нашествии.
В монастыре находится также чудотворная икона св. мч. Иоанна Воина. Предание гласит, что когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону св. Иоанна, в насмешку стал пилить её. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь.

В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. В летописи монастыря сказано, что этот образ «можно считать самым первым и верным образом святого цесаревича».

В 1806 году митрополит Московский Платон преобразовал обитель в женскую, с этого времени начался невиданный расцвет монастыря. С 1806 по 1845 гг. в обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская). Во Владычном монастыре четыре года жила прп. Схим. Рахиль, ставшая впоследствии старицей Бородинского монастыря. Надгробие прп. Варлаама было предметом почитания для верующих на протяжении шести столетий. За это время по молитвенной помощи преподобного получили исцеления множество людей, страдающих различными заболеваниями: глазными, костными, раковыми, а также беснованием и пьянством.

Чудесно явление иконы «Неупиваемая Чаша». Это произошло в 1878 году. Один крестьянин Тульской губернии Ефремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он все имение пропил и при этом у него отнялись ноги. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом». Три раза являлся ему старец, и тогда крестьянин пополз на четвереньках в Серпухов. В монастыре никто не знал иконы «Неупиваемая Чаша». Но после поисков такую икону нашли в проходе из Георгиевского храма на колокольню. Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке прп. Строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне. Радостный и вполне здоровый он отправился к прп. Сергию. Весть же о чудном явлении иконы быстро распространилась по городу Серпухову и за его пределами, и потянулись сюда одержимые страстью пьянства, получая исцеления.

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в Чаше. Какова была благочестивая мысль у того, кто так изобразил «Знамение Божией Матери»? Можно полагать, что мысль его переносилась к святейшему Таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша святого Причащения, откуда источаются приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительными заслугами Господа нашего Иисуса Христа. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда не иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно ходатайствует, чтобы жертва сия - Святая Чаша - была принята в Пренебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И верится, что бедные и несчастные люди, одержимые пьянственной страстью, ни в чем и никогда не найдут такого могуществнного средства против своей тяжелой болезни, как только в Чаше Святого Причащения. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причастие Святых Христовых Таин: Она и молится за нас, и заступает, и покрывает, и охраняет нас от всех бед и напастей, и испрашиват нам у Бога, Сына Своего, всякие блага и особенно жизнь вечную.

В 1999 году в монастыре мироточит Крест Голгофа и практически все иконы Георгиевского храма (31 икона), в т.ч. «Неупиваемая Чаша, «Введение», «Всецарица», «Всех скорбящих радость», «Тихвинская», прп. Варлаама Серпуховского, блаж. Матроны, Архангела Михаила, святителя Алексия Московского. Икона «Всецарица» мироточила более 30 раз. Засвидетельствовано два случая исцеления от рака».

Уже совсем стало темно. Для нас открыли церковную лавку. Все бегали, пытаясь охватить всё разом: приложиться ко всем мироточивым иконам, полежать на надгробии прп. Варлаама Серпуховского, купить что-нибудь на память в лавке, подать записочки... Мы должны были выехать в ночь. Но вдруг водители объявили, что время истекло, им нужен отдых. Опять заспорили: ехать или остаться на ночь. О.Сергий принял правильное решение остаться. Ночевали в Георгиевском храме на полу. Там в специальной тумбе хранилась большая стопка походных легких ковриков. Все рассредоточились по храму, и где бы ни улёгся человек, везде рядом висит какая-нибудь чудотворная икона. Наконец, все успокоились и засопели.

Окончание здесь.

Источник:   http://koroljok.ucoz.ru

Места:
Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь в г. Задонск
Высоцкий монастырь в г. Серпухов
Введенский Владычный монастырь в г. Серпухов


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии