31 Мая 10Илария
Паломничество по святым местам (Новгород - Тверь - Сергиев Посад- Воронеж- Задонск - Cерпухов-Новгород) с 16 июля по 22 июля 2005 года, часть 7
Продолжение. Предыдущая часть здесь.
22 июля.
Подъем в 5.30. Полусонные, молча носили матрацы по местам: кто в тумбу, а кто и в соседнее помещение на второй этаж. Умылись и снова побежали к надгробию прп. Варлаама Серпуховского. Утро выдалось тихим, пасмурным, едва моросил дождик. В 6.10 мы поклонились на прощанье прп. Варлааму, охраняющему этот замечательный монастырь и отправились в путь дальше. Едва выехав за город, столкнулись с тоннелем-мостом весьма низкого «роста». Остановились и спорили: проедем или зацепим крышу. Водители решили, что всё будет в порядке и тронулись вперед, но едва кабина водителя проехала под мост, как послышался ужасный скрежет по крыше автобуса. Пришлось вернуться и поехать в объезд. А что б случилось, если бы поехали в ночь и со всей скорости ринулись под мост? Всё-таки какое благо иметь священника в паломничестве!!!
Дальше едем спокойно, любуясь проплывающими за окнами пейзажами. Неожиданно взгляд зацепился за дорожный знак, указывающий, сколько километров до Боровска. Хм, Боровск! Что-то знакомое. Вспомнился Пафнутиево-Боровский монастырь. Посмотрела карту - точно, мы едем по Калужской области. Жалостливо предлагаю заехать в этот знаменитый монастырь. Многие против, т.к. монастырей много и этот в маршрут не включен. Решающим положительным голосом стал возглас регента Людмилы Харитоновой: «Надо заехать!» И тут же показался указатель на Боровск - 2 км. Водитель недовольно повернул по направлению указателя. Проехав километра полтора, водитель взбунтовался: «Куда ехать? Вон там - церковь, там - церковь, и там - церковь! Я поворачиваю назад!» И стал разворачивать автобус. Тут вмешался о.Сергий: «Ну, осталось немного, езжай уж вперед!» Водитель нервно развернул снова автобус в указанном направлении. Тревога миновала. Через 300 метров показались стены Пафнутиево-Боровского монастыря. На часах 8.10.
Служба в храме уже подходила к концу. У алтаря справа покоятся мощи прп. Пафнутия Боровского. Мы чинно приложились к ним. Подали записочки в соседнем помещении. После Креста получили антидор и просфорки. Забежали в иконную лавку, купили образки св. Пафнутия и, получив благословение у о.Сергия, побежали на источник за стенами монастыря, в низине. Окунулись. Бегом снова в монастырь. Наши водители довольные попивали чаёк с пирожками - у ворот монастыря специально для паломников организована лавка с постными и сдобными пирожками. Мы тоже наспех перекусили. Успели отведать свежей репки, купленной на базарчике у автостоянки. Солнышко уже вовсю разливало на все живое свои теплые золотые лучи и от всех благ в совокупности и у нас на лицах отражалось удовольствие. Мы провели в монастыре всего полтора часа. Некоторые побывали перед келлией старца Власия, к которому на прием люди стоят по трое суток.
В 9.30 отъезд. Прочитали акафист прп. Пафнутию Боровскому. Коротко о святом написано в книжке «Житие и отчасти исповедание чудес преподобного и богоносного отца нашего Пафнутия игумена и чудотворца Боровского (1394- 1 мая 1477), писанное учеником его святителем Вассианом Саниным епископом Ростовским, братом прп. Иосифа Волоцкого».
«...Род приснопамятного отца Пафнутия происходит от колена агарянского (потомки Измаила, сына Авраама от рабыни Агари. Здесь имеются в виду племена, вторгшиеся на Русь в XIII в.) После смерти Батыя, на Руси было повелено убивать начальников агарянских, кто не придет к благочестивой вере. Один из баскаков, дед блаженного Пафнутия, изволил благочестия семена принять и баней Божественного крещения родиться от воды и Духа, назван был Мартином и жил во всяком благочестии. Сын его в святом крещении назван был Иваном, а родившая отрока именем была Фотиния. Жили они в отцовском селе, которое в народе называлось Кудиново и было в 3-х поприщах (1,472 км) от города Боровска. В 20 лет Парфений постригается в иноческий образ в месте, которое называется Высоким (1 км. От Боровска, Высоко-Покровский монастырь) и переименовывается в Пафнутия. Семь лет Пафнутий был в послушании у священноинока Никиты, ученика прп. Сергия. Когда Пафнутий в подвигах провел 20 лет, умирает настоятель обители. Прп. Пафнутия ставят игуменом Высокого монастыря. 13 лет святой совершал в той обители добродетельный подвиг, пася и окормляя Христово стадо разумных овец. Было ему чуть больше 50 лет, когда напал на него телесный недуг. Болезнь та растянулась надолго и во время ее блаженный принял священную схиму. С этого часа и до отшествия своего ко Господу, он не служил Литургию, сохраняя правило закона, хотя пастырский долг полностью совершал. Прп. Пафнутий оставляет начальство свое, вслед за этим отошел и недуг телесный. Он уходит в Подолье в двух километрах от Высокого монастыря и поселяется там с одним братом 23 апреля (6 мая) 1444 года и между двух рек основывает новый монастырь, впоследствии названный Пафнутиевым. В числе братии был благородный юноша Иван, который принял постриг руками святого и, отлагая волосы, а вместе с ними и все существующее в мире, назвался Иосифом, и по отшествии святого из жизни сей он свой с Божией помощью поставил монастырь на Волоке Ламском.
Блаженный отец наш Пафнутий имел дар от Бога по виду человека познавать, кто какою страстью побежден. Сам говорил ученикам, что по взгляду можно узнать, какой брат правило оставит и в какой день. Они же удивлялись этой способности, но впоследствии убеждались на деле о том, о чем он им говорил.
От того времени, как блаженный стал монахом, воздержание и житие его было таково: в понедельник и в пятницу ничего не ел, в среду же употреблял сухую пищу, а в прочие дни вкушал с братией. И всегда прилежал к тяжелому труду...И не разрешал к телу своему никому прикасаться и сам ни к кому не прикасался, даже при необходимости. Женщин же не только в обители, но и издалека не хотел видеть и не позволял при себе о них говорить. Так же и сильным мира сего не попускал приближаться к вратам обители. И благодаря этому вышеестественный и великий подвиг целомудрия совершил, от чрева матери сохранил тело чистым и неоскверненным, так что оно стало сосудом для Святого Духа. Шестьдесят три года пребывал иноком, не изменил монашеским правилам, не уклонялся ни вправо, избегая излишней суровости, ни влево, боясь беззаботности, но во всем следовал Царским путем. Был же у старца такой долголетний обычай: когда хотел он причаститься Святых Тайн, тогда всю неделю пребывал в молчании, и не только с мирянами, но и с братией не говорил даже о необходимых делах, и с живущим с ним в келье ни о чем не говорил. Пост же для него всегда был обычен».
В 18.10 наш автобус прибыл в Валдайский Иверский монастырь. Его не узнать! За год очень много реставрированных зданий, работа повсюду кипит. В ночлеге нам отказали. Мы с Татьяной приложились к чудотворной Иверской иконе Божией Матери и отпраились на озеро. Вода была теплая, несмотря на ветреную погоду. В 20.00 служба закончилась, нашу группу накормили ужином и далее в 21.10 направились в Хутынь. В Варлаамо-Хутынский монастырь приехали поздно. Нам предложили ночлег в гостинице за 150 руб. Кто-то согласился, кто-то нет. С Татьяной нам предложили занять двухместный номер, обустроенный под евростандарты.
23 июля
Утром исповедовались и причастились. Сходили на горку прп. Варлаама. Пообедали и, сфотографировавшись на память перед воротами монастыря всей группой, заехали в Новгород пополнить провиантом опустевшие сумки. Вот и всё. Едем к эстонской границе. В 23.00 - дома. Что сказать в заключение? Очень насыщенное паломничество. Как всегда, оглядываясь на пройденный маршрут, понимаешь, что это время было особенное в череде дней бытия. Сколько святых наблюдало за нашим передвижением, невидимо подавая знаки своего внимания к нам. Всегда ли мы их замечали? Нет! Иначе, мы были бы добрее и милостивее друг к другу!
Источник: http://koroljok.ucoz.ru
Места:
Введенский Владычный монастырь в г. Серпухов
Пафнутьево-Боровский монастырь
Валдайский Иверский монастырь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии