Центры паломничеств
Паломничества

04 Мая 12Евгения Рогова

Письма об Украине (часть 1)

Паломническая поездка. Чернигов - Киев - Почаев
9 -16-июня 2011 г.
Для начала - программа нашей поездки.

Чернигов
1. Елецкий Свято-Успенский женский монастырь.
2.Свято-Троицкий кафедральный собор (мощи свв. прпп.Феодосия и Лаврентия Черниговских и свт.Филарета (Гумилевского).
3.Ильинская церковь. Антониевы пещеры.
С.Даневка
Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь.(чудотворная икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»)

Киев
1.Голосеевский Покровский мужской монастырь.
2.Введенский монастырь. Икона Божией Матери «Призри на смирение».
3.Успенская Киево-Печерская лавра. Пещеры.
4. Ионинский монастырь. Ботанический сад.
5. Свято-Троицкая Китаевская пустынь - могила прп.Досифея,блж.Феофила. Пещеры.
6. Владимирский кафедральный собор (мощи вмц.Варвары) -захвачен раскольниками.
7. Золотые ворота. София Киевская. Памятники равноапост. Ольге, Богдану Хмельницкому.
8.Златоверхий Архангело-Михайловский монастырь.
9.Церковь Андрея Первозванного (арх.Растрелли).
10. Андреевский спуск, Контрактова площадь.
11. Свято-Пантелеимоновский монастырь (Феофания)

Корецкий женский монастырь Ровенской епархии. Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Почаев. Свято-Успенская Почаевская лавра. (Чудотворная Почаевская икона Божией матери, стопочка Божией Матери,мощи прп. Иова и Амфилохия Почаевских, пещера прп. Иова).
Кременецкий женский монастырь (Чудотворная икона Божией Матери «Кременецкая»)
Монастырь-скит св.прав.Анны (со святым источником и купелью)
Божья гора. Пещерный храм.
Почаевский Свято-Духовский монастырь-скит (крест св.Никиты Столпника. Мироточивая глава киево-печерского святого. Святой колодец. Монастырское кладбище - могила о.Иосифа (Амфилохия Почаевского)
Львов. З-хчасовая прогулка по Львову.


Поездка, конечно, как и все паломничества, благодатная была. Физически - нелегкая : 3 ночи в поезде, 2 ночи в одном монастыре (в Киеве), 2 ночи в Почаевской Лавре, а днем все время на ногах или в автобусе. По количеству святых мест, монастырей, храмов, чудотворных икон, мощей и других святынь эта поездка превзошла все мои прежние. Монастыри все в программе я перечислила, источник был один, пещер мы посетили 4. Но это все не главное. Во время этой поездки я впервые ощутила себя праздным туристом и осознала, как далеко я отстою от истинного православия и благочестия, от истинной веры, хотя и стремлюсь к этому всей душой. Нет, не всю поездку я провела с такими мыслями и чувствами. В Чернигове, особенно в Елецком монастыре, где мы не застали не только туристов, но и иных паломников, кроме нас, все было, как всегда, т.е. привычные чувства и ощущения. Нас было 12 человек (от 2-х палом.служб). Встретил нас на вокзале молодой одессит по имени Симеон, вот он и был нашим сопровождающим по всей Украине, но не гидом. Кое-где он тоже рассказывал нам, например, в Киеве, в Киево-Печерской лавре; о состоянии современного православия в Украине ( оно ужасное! - из-за раскола) тоже поведал нам Симеон. Но в Чернигове, в Почаеве были свои экскурсоводы. У нас был свой автобус, на котором мы и передвигались по Украине. К вечеру того же дня поехали в Киев. Все основные требы, которые я собиралась заказывать, подала в Елецком монастыре в Чернигове, и то, что просили люди, тоже в нем сделала. Что называется, Господь надоумил. Не называется, а на самом деле вразумил. Дальше мне бы и не удалось подать записки почти о всех, о ком я молюсь постоянно. За каждое имя приходилось давать отчет. Все-таки иногда, не без лукавства с моей стороны, вписывала Ваню, маму. На псалтирь берут, на сорокоуст и проскомидию - нет. В Почаевском скиту до слез дело дошло. Говорю, я - мать, хочу, чтобы сын изменил образ жизни, поэтому молюсь, прошу и ваших молитв. А мне отвечают: правильно, что молитесь, но мы не можем в алтаре на проскомидии за таких молиться. И вычеркнули. Я на них не в обиде, только еще больше печаль за сына и за всех других, не посещающих храмы "православных", охватила. Но на псалтирь взяли мою записку с именами и сына, и матери.

По пути в Киев заехали в Даневский Свято-Георгиевский монастырь. Вот тут потихоньку начало складываться ощущение себя не православным верующим, а праздным туристом. Парастас накануне Троицкой родительской. Монастырь строгий: ни фотоаппаратов, ни мобильников чтобы и слуху не было. А мы влетели, приложились к иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы», причем, бегом, чтобы до шестопсалмия успеть; кое-чего в лавочке приобрели и - дальше. Монастырские были очень рады, (и не скрывали этого), что мы уезжаем сразу. А помолиться? А постоять на службе? Нет, в таких поездках это не всегда, далеко не всегда удается. Наверное, в этот же день Симеон нас предупредил - предложил тем, кто собирался причащаться на Троицу (а я собиралась и думала это сделать в Духов день в Почаеве) причаститься в Киеве, в Голосеевском монастыре, где мы остановимся на 2 дня. Особых возражений не было, особенно когда он сказал ("обрадовал"), что в Почаеве все равно не допустят. Рассказал, что наши паломницы по 3 раза ходят на исповедь (живя 3 дня и дольше, подходя к разным монахам) и так и не бывают допущенными к причастию. А уж московских и из Петербурга - особенно. И это не из-за нелюбви к нам, к русским. Это из-за истинного благочестия, из-за чистоты веры. Там зубы не чистят перед причастием; молодые девушки, не говоря уже о более пожилых людях, живут по несколько дней, готовятся по-настоящему. А почему еще нас не допускают? Мы же все, хотя и были в браке законном, но невенчанные. Но это все будет потом. А пока мы приехали в Киев. Остановились в мужском монастыре, в Голосеевском. Монастырь новый, еще до конца не отстроился. Когда-то такой именно существовал, но разрушен был до основания. А сейчас возрождается трудами и молитвами братии и благотворителей. Келия, где мы 2 ночи провели, на 20 мест, кровати 2-хярусные. Но все новое. Здесь, в этом монастыре, немного застали Троицкую всенощную, на исповедь попали, ну а утром во время Божественной литургии Господь сподобил причаститься. И хотя все торопились уезжать, я и еще 2 наших паломницы всю службу выстояли. И коленопреклоненные молитвы, и к кресту приложились, и Чин панагии в нашем еще присутствии совершился. И не надо никакого обеда, и никуда бы не торопиться после всей этой благодати! Но нет! Пути современных паломников совершаются все время бегом, в суете, в спешке. В этом монастыре более всего поразила одна особенность. Нигде я еще не видела хорос не с лампочками электрическими, а с настоящими свечами. В определенные моменты службы свечи зажигают по одной. Это такое интересное зрелище, завораживающее! 2 хороса: по середине большой и справа поменьше, а слева - все еще в лесах; и в алтаре есть хорос. Так вот к каждому подходит человек (послушник, либо мирянин, т.е. не монах), в руках очень длинная палка, шест ,на конце которого 2 приспособления - одно с горящей свечкой - зажигать, а другое - колпачок, которым гасят свечи. Поверь, это очень трудно, высота большая, сила в руках должна быть немалая, да и с запрокинутой головой стоять не каждый сможет. А тут и не просто стоять, а попадать куда надо! Конечно, непривычных к этому действу людей от молитвы отвлекает.

Да и еще одна интересная особенность. В этой части Украины основное украшение храмов и домов на Троицу - аир. Еще были клен, виноградная лоза, а из трав полынь, сельдерей ,любисток. Когда приедем в Западную Украину, снова увидим в храмах свои родные березки.

Но это все было в воскресенье, на Троицу. А еще была интересная суббота. Кстати, вставали все время в 5-6 утра. Вот и в субботу в 6 утра поехали в Киево-Печерскую лавру, надеясь попасть в пещеры до начала литургии. Получилось на деле не совсем так, как замыслил Симеон, но в результате у нас было больше времени в Лавре. В пещеры нас не пустили с утра, т.к. в одном из пещерных храмов владыка (не помню, какой именно) служил литургию. Симеон сам поводил нас по Лавре, объяснил это тем, что экскурсия с местным экскурсоводом стоит очень дорого, на наши деньги где-то 150 р. с человека. А он экономил всю нашу поездку. Описывать Киево-Печерскую Лавру не берусь, к сожалению, здесь еще не все отдано Церкви. Самый величественный из храмов - Успенский собор - был восстановлен государством, но только снаружи. Внутри, поскольку он не отдан Церкви, ничего нет интересного. Пока ходили праздными туристами, меня томило чувство, что уже началась служба, это же Родительская суббота! А мы тут бултыхаемся без толку, ведь кому интересно, тот прочитает и узнает из многочисленных проспектов и брошюр про Лавру. В итоге я все-таки улизнула в храм. Все основные службы совершаются традиционно в Крестовоздвиженском храме. Конечно, народу было очень много. Служили 2 архиепископа, один из них Павел, наместник Киево-Печерской Лавры. Ну а потом уже были пещеры, сначала ближние, потом дальние. Там такое обилие благодати! Голова, сердце переполняются каким-то необъяснимым чувством: тут и умиление, и благоговение, и страх, и любовь, и благодарность. И понимаешь - нет, не вместить все, что Господь тут посылает нам, многогрешным, и немощным, и недостойным. Сначала даже чуть не вскрикиваешь от радостного удивления-узнавания: вот Нестор-летописец, вот Илья-Муромец, вот первый наш священномученик митрополит Владимир и прп.Кукша, и Арефа, и первый русский иконописец Алипий... А потом уже просто устаешь удивляться и понимаешь, как все-таки Господь милостив к людям! Но тайна, какая-то непостижимость Божиего Промысла все равно остается! Вот столько открыл Господь, сохранил для нашего утешения , а мощи прпп.Антония и Феодосия все-таки остались сокрытыми! И слава Богу!

Потом мы заезжали во Введенский монастырь. Он находится почти в центре города, там по случаю Родительской субботы были накрыты столы прямо на улице. Угощали и первым, и вторым, и еще что-то было. Мы-то зашли приложиться к чудотворной иконе "Призри на смирение". С этой иконой произошло в монастыре чудо - образ отпечатался на стекле, как негатив, и теперь прикладываются верующие и к иконе, и к отпечатку.

Потом была Свято-Троицкая Китаевская пустынь, где подвизалась прп.Досифея. Это уже после ее смерти узнали, что она женщина. А при жизни это был прп.Досифей, который и Серафима Саровского, когда он еще не был монахом, благословил на иночество. Были и в пещерах, келию видели , где Досифея провела в затворе 15 лет, присели даже немного на камень, что ложем служил преподобной. А тем временем монастырский храм, посвященный святой Троице украшался ко всенощной. Как красиво! У нас только березки, а тут весь пол ковром из трав и цветов устилают. Вообще время, в которое мы попали в Украину, замечательное! Столько цветов! Говорят, Шарль де Голль, побывав в Киеве, сказал: "Я видел парк в городе, но еще никогда не видел город в парке". С ним трудно не согласиться. Один из монастырей на нашем пути был Свято-Троицкий Ионинский. Сейчас он расположен на территории Ботанического сада, а раньше вся территория была монастырская, это при сов. власти сделали Ботанический сад на территории монастыря, а в 90-е годы возродили здесь храм, но уже не монастырь. И за это слава Богу!
Потом мы поехали в кафедральный собор, Владимирский.

Вот еще вспомнила кое-что. Настоятеля Голосеевского монастыря, где мы провели 2 ночи, зовут архимандрит Исайя, а храм, в котором службы сейчас совершаются и где хоросы со свечами, - во имя иконы Божией Матери Живоносный источник. А в Китаевской пустыни подвизался современный нам старец Филофей, он уже прославлен как местночтимый святой и его мощи там находятся в храме 12 апостолов, который, к нашему сожалению, бывает открыт только по будням. Самое интересное, что многое из жизни - жития уже теперь прп.Филофея легло в основу фильма Лунгина "Остров", т.е. можно считать его прототипом о.Анатолия.

Ну а теперь о Владимирском соборе. Одно из самых сильных моих впечатлений - Владимирский собор. Мы знали, что он раскольникам принадлежит, с грустью и сожалением, но и с интересом подошли к нему. Огромный, величественный, красивый! Время - начаться должна всенощная Троицкая. У входа иподиаконы. Сразу сообразили, что ждут владыку и он где-то уже рядом. Колокола во всю звонят. Но не знаем, кто будет, нам это и не надо знать. Идем лишь приложиться к мощам великомученицы Варвары и сразу - вон! Проходим - расстелена ковровая дорожка, вдоль которой, как водится в таких случаях, выстроился клир собора. Ну, мы сразу влево - к мощам. Подходим - мощи, да не Варвары! Мы вправо должны пойти, а это значит перейти дорожку перед клиром, а тут в дверях появляется со свитой сам Филарет Денисенко! Он главный раскольник, объявивший себя патриархом, а в принципе-то он уже давно низложен и низвергнут из сана. Мы на какое-то время застыли , не зная, что предпринять. Но наш Симеон все-таки решился - и мы перед носом Денисенки перебежали дорожку и подошли к мощам Варвары. Но тут пришлось подождать. Сказали, что только после того, как приложится он. И вот мы ждем, а он сначала влево пошел. Там какой-то святитель. К сожалению, Симеон забыл, а выяснять нам было некогда и неудобно, поэтому и не знаем, чьи там еще почивают мощи. Прости, Господи! Но вот Филарет рядом с нами. Для него поднимают крышку, он себе на голову надевает венец! У нас у всех вырвался непроизвольно возглас: "Ничего себе!» - ведь протокол предписывает это только патриархам! Конечно, мы знали все, но вот на наших глазах совершился этот акт самозванства - и как-то не готовы мы были к этому! Для нас это просто наглость! А дело-то хуже и страшнее. Бедный украинский народ! Ведь не каждый, кто ходит в церковь разбирается, где раскольники, а где канонический священник, и приступают к таинствам! Вернее, люди думают, что приступают к таинствам. А они безблагодатные, т.е. даже якобы крещенные у раскольников люди остаются некрещенными, не подозревая об этом! Очень неблагополучная ситуация на Украине! А люди верующие, 40% населения - верующие православные. И не так, как у нас, только называющих себя православными. У них это практикующие православные. Троица - праздник государственный, 3 дня нерабочих, даже и Духов день. И я своими глазами видела их верующих. В Украине это и простой народ, даже в большинстве своем, а не как у нас - сплошь заумная интеллигенция!

В общем, отошел Филарет, вскоре(когда уже он в алтарь удалился)допустили и нас к Варваре. Покидали мы этот собор в смятении, думаю не один из нас вознес к Господу и к вмц.Варваре мольбы о преодолении этого страшного раскола. Потом мы пешком погуляли по Киеву, в грозу попали, по Андреевскому спуску прошлись, мимо дома М.Булгакова, оперный театр посмотрели, позабавились над репертуаром, конечно не над самим, а над языком украинским.

И вот Троица, Голосеевский монастырь. После Божественной литургии мы его покидаем. Едем в направлении Почаева. На выезде из города мы буквально "забежали" еще в один монастырь, называемый Феофанией, и теперь засели уже прочно и надолго в автобус. Ехали с востока Украины на запад, надо сказать, дороги украинские - одно удовольствие, пейзаж интересный, очень отличается от нашего. У нас ведь ели вековые, реки, озера, болота, да и лиственные леса не такие, как на Украине. Тут все такое кустистое, сочное, кудрявое, пышное. Деревни живые, домики, приусадебные участки, поля - все говорит о том, что люди здесь живут полноценной, трудовой жизнью. Много скотины, гуси, индюки и много лошадей с жеребятами, и по одиночке, коровы, а козы даже в Чернигове на улице нам встретились. А вообще в деревнях Западной Украины основной транспорт - лошадь, запряженная в арбу или другую повозку.

Аисты через каждый километр: видели и сидящих в гнездах, и стоящих почти на обочине дороги, и летающих. У нас в Псковской и Новгородской областях аисты тоже встречаются, но в Украине их просто очень много. Более 3-х часов мы ехали до Корецка, это городок, скорее поселок в Ровенской обл. Здесь находится единственный на Украине ставропигиальный монастырь, подчиняющийся не Владимиру, а патриарху, а еще более важное, по крайней мере, для меня., что он по какой-то особой милости Божией никогда не закрывался. Монастырь женский, сестер много, чтимая икона - Божией Матери Споручница грешных. Приехали - всенощная уже началась. А монастырь и храм, куда вошли, - дух захватило сразу, прямо слезы умиления выступили. Намоленный! Иконы старинные, на службе прихожан немного, но много монахинь и , что порадовало, много молодых. Пение такое умилительное! К иконе только приложились, к лавочке сунулись, кто-то записочки подать хочет, кто- то проспект купить, иконочку, а тут уже и окрик: "Санкт-Петербург! На выход!» Никогда мне так досадно не было ни в этой поездке, ни в других. Мне так понравился этот монастырь! С первого взгляда я его полюбила и захотела в нем остаться. Кстати, немного таких мест, которые мне "моими" кажутся. Оптина, Псково-Печерский монастырь да Троице-Сергиева лавра, вот теперь еще Корецкий монастырь. Уже задумалась, как бы вернуться туда, конечно, только паломницей.

Продолжение здесь.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page250/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Елецкий в г. Чернигов
Свято-Троицкий кафедральный собор в г. Чернигов
Свято-Ильинская церковь в г. Чернигов
Свято-Георгиевский женский монастырь в с. Даньовка
Голосеевская пустынь в г. Киев
Свято-Введенский мужской монастырь в г. Киев
Киево-Печерская лавра
Свято-Троицкий Ионинский монастырь в г. Киев
Китаевская пустынь в г. Киев
Владимирский собор в г. Киев
Софийский собор в г. Киев
Михайловский Златоверхий монастырь в г.Киев
Свято-Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании в г. Киев
Андреевская церковь в г. Киев


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии