Центры паломничеств
Паломничества

08 Мая 12Евгения Рогова

Успение в Печорах (день второй)

Продолжение. Начало здесь.

В воскресенье в 6 часов утра мы уже ехали в Изборск. Решили, что раз на первую и вторую Литургию мы не попадаем, а третья, самая торжественная и праздничная, с крестным ходом, за которой и мы собирались помолиться, а кое-кто из группы и причаститься, - затянется, в Изборск надо ехать до службы. Вот поэтому и встали так рано. И не пожалели. Не зря народ сложил поговорку: «Кто рано встает, тому Бог дает».

В Изборске я уже бывала, но это было так давно - 9 лет назад, к тому же зимой. И то, каким я увидела Изборск 28 августа, было совершенно не похоже на то, что запомнилось мне с 2002 г. Крепость, развалины ее (так будет точнее), конечно не изменились. Но раскопки археологические ведутся более активно. Сначала мы зашли в храм святителя Николая. Он был еще закрыт, но наш С. запел в полный голос тропарь Николаю Чудотворцу - дверь сразу и открылась; более того, служитель был не доволен, что так громко поют, когда все еще спят. Но главное - мы попали в древний храм, с очень старинными иконами. И хотя на какой-то период храм в советское время закрывался, но он остался нетронутым ни внутри, ни снаружи. Потом мы прошлись до Труворова городища, поклонились кресту, который, как гласит предание, установлен на месте захоронения Трувора, потом спустились к Словенским источникам. Эти источники - чудо, конечно! Прямо из стены, из плитняка, бьют 12 ключей. Вода из них потом в озеро стекает. Источники не замерзают даже зимой. Само место, называемое ныне Труворовым городищем, поражает своей неописуемой красотой! Не зря же это место является ландшафтным природно-историческим заповедником. Солнце только-только вставало из-за озера. Такого восхода я никогда еще не видела! Через все озеро пролегла солнечная дорожка, а с берега, на котором мы находились, вид открывался такой, что все замерли от восхищения. А потом уже схватились за фотоаппараты и камеры. Кроме нас, никого еще не было здесь. Никакой суеты, никакого шума, только наша маленькая группа и природа! Мы же так рано приехали сюда. А как нам благоволила погода все три дня! Конечно, это величайшая милость Матери Божией к нам.

Надышавшись чистым воздухом, насладившись красотой этого уникального и благодатного места, мы сели в автобус и поехали в Печоры на праздник.

В этот день народу в монастырь прибыло еще больше, чем накануне. От дорожки не осталось ни травинки, ни цветочка - одни воспоминания. По всему монастырю периодически встречались то группами, то по двое, а то и по одиночке люди в очень интересных национальных костюмах, отдаленно напоминающих белорусские. У женщин на груди, кроме серебряного ожерелья было еще и такое украшение, напоминающее формой и размером женскую грудь. И тоже, похоже, из серебра. Так вот, эти люди в национальных костюмах - представители вымирающей народности сету. Говорят, их осталось около 300 человек в районе Печор и в Эстонии - тысячи 3-4 и - все. Ближе всех к сету по всем признакам эстонцы, но язык все равно здорово отличается: эстонцы не понимают языка сету. Этот народ православный. И земли в районе Печор всегда были их землями. Но практикующих православных почти нет среди сету. Для них православие - скорее просто обрядоверие, а Успение - как бы народный, этнический праздник. Они не причащаются, не особо усердно и молятся. После праздничного богослужения, когда наша группа собралась в кафе на площади перед монастырем пообедать, мы застали группу сету (человек 10-12), которые уже праздновали нынешнее событие, видимо, уже давно. На столах перед ними стояли бутылки с пивом и какая-то закуска. Но у них все было пристойно, без шума, но по-мирскому. Наше внимание на них, на их экзотические костюмы, было приятно и мужчинам, и женщинам. Знак на груди - нечто вроде амулета, оберега, символа продолжения рода (потому и форма такая). Во время праздничного богослужения Лена, одна из наших паломниц, зашла в музей. Вот там она узнала кое-что про сету. У них не приветствуются браки не с представителями своей народности. На вопрос: «А если любовь?» - ответ был такой: «Никакой любви быть не может с человеком, не народности сету». Так все строго. Но с эстонцами все же допускаются браки. И, я думаю, что и с другими национальностями в наш век вседозволенности вряд ли удается запретить иметь определенные отношения. Неспроста же народность сету вымирает. Но все же праздник Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре представители народности сету здорово украшают. Эстонцев тоже было немало на празднике. С одной молодой парой я встретилась еще на площади, когда мы только приехали утром в монастырь. У обочины дороги, которую я собиралась переходить, стояла легковая машина, возле которой молодая девушка держала на руках маленького котенка, который громко плакал. Я сразу сунулась туда: «Ой, котенок!» На очень плохом русском девушка и подошедший парень стали мне предлагать котенка, объяснив, что он не их, они его обнаружили возле машины. Ну, конечно, я отказалась, в свою очередь объяснив ребятам, что я из Петербурга и домой поеду еще через полтора дня. На том и расстались. Но позднее, в монастыре, я еще раз увидела этого парня, он уже сам мне сказал: «Вы из Петербурга». Я его спросила, что стало с котенком. Молодой человек, с трудом подбирая слова, сказал, что он его пожалел, нашел хорошее место ему и там его положил. Это все, что я поняла. Пожелав друг другу всего хорошего и помощи Божией, мы расстались.

До Изборска меня смущала мысль о причастии. Хотя не все положенное прочитала, но держала Успенский пост, а не подготовилась потому, что поздно приехали, устраивались долго, усталость сказалась - может быть, батюшка, которому бы стала исповедоваться, и допустил бы. Но в Изборске не удержалась - глотнула воды из источников. С собой не было бутылочки, решила попить хотя бы так. Вот и отсекла все сомнения. Ну, а потом еще причина есть, по которой я не особенно стремилась причащаться. Праздники - это прекрасно. Но такая суета, сутолока, столпотворение! Надо быть совершенно бесстрастным, чистым сердцем, исполненным любовью и терпением, чтобы все искушения, подстерегающие на каждом шагу в праздник, принять должным образом - со смирением. Но я, грешная, не обладаю ничем из этих достоинств, поэтому и остаюсь без благодати. Но утешает меня то, что я услышала лет 10 назад от одного весьма уважаемого мною батюшки. Он говорил, что не понимает, зачем это надо, трясясь в автобусе, читать правило ко Святому причастию, в толпе и толчее обязательно стремиться к Чаше; зачастую в таких поездках бывают опоздания на службу или уход до времени; тогда как можно в спокойной обстановке на своем приходе исповедоваться, приготовившись как полагается, ну а потом уже и причаститься, если Господь сподобит. Но, тем не менее, большинство православных стремится причащаться именно в таких поездках. Ну и я, по возможности стараюсь воспользоваться такой возможностью.

Не без сожаления я смотрела на места, где возле аналоя стоит батюшка, а к нему ручеек (в некоторых местах широкий ручеек) жаждущих принести свое покаяние, а еще больше жаждущих быть допущенными к Причастию.

Когда мы вошли в монастырь, Божественная литургия уже началась. Но я пошла вниз. Решила воспользоваться тем, что в основном народ сосредоточен возле Михайловского храма, наверху, и зайти в Сретенский и Успенский храмы, чтобы поклониться святыням. В Успенском еще тянулась очередь к о. Тавриону, который, видимо, совершал здесь Божественную литургию, а теперь стоял с крестом, а люди подходили к нему и прикладывались. Я обошла все иконы, к мощам преподобномученика Корнилия приложилась и тоже подошла к кресту. В Сретенском храме тоже все иконы обошла и к мощам прп. Симеона приложилась, а уже потом пошла наверх, к Михайловскому собору на Литургию. Каким-то чудом мне удалось приложиться к главной святыне - иконе Успения Божией Матери, которая в этот день стояла с начала службы не по центру, а с левой стороны. Очередь к ней была огромная и нескончаемая, в несколько потоков. Но вот уже и начали причащать. Вынесли 5 чаш. Но все равно долго длилось причащение, не менее часа - так много было жаждущих приобщиться Святым Христовым Тайнам. Тем временем икону снова поставили по центру, а народ выстроился вдоль дорожки, по которой должны были пойти крестным ходом братия с иконой, а за ними уже весь православный люд.

Такого крестного хода, конечно, я нигде и никогда еще не видела. С обеих сторон дорожки поставили дюжих (и не очень) мужчин, которые, сцепившись руками друг с другом, будут во время всего крестного хода продвигаться боком, оберегая икону. Так получилось, что когда крестный ход начался, я все время была недалеко от нее. Но братия и хор будут отделены от иконы и, соответственно, от начала всего крестного хода (а там и хоругви, и несколько батюшек с иконами, и свещеносец, и иеромонах, возглавляющий все это Крестный ход). Отделены будут здорово. Мы их не будем видеть и слышать. Но все время будем петь тропарь празднику Успения. Здесь, в Печорах и Пскове, его поют немного другим распевом. Но это совсем неважно. Между иконой и братией с хором будет тысячная толпа, а вообще народу было столько, что даже приблизительно не решаюсь назвать цифру:10-15 тысяч. Когда мы поворачивали, я оглядывалась, и - дух захватывало от увиденного нескончаемого и широкого потока людей, и радостно становилось, что нас так много! Останавливаться на каждой из 4-х сторон будем, благодаря мобильной связи. Мы, идущие в начале крестного хода, рядом с иконой, не слышали чтения Евангелия и возгласов «Господу помолимся!», а просто терпеливо ждали, когда ведущий иеромонах получит сигнал двигаться дальше. Я впервые была за территорией монастыря. Оказалось, что не такая она и маленькая. В окружности где-то около 900 м. День выдался по-настоящему летний: жаркий, солнечный, безветренный. Шли мимо крепостных стен. Я увидела все 9 башен, которые имеет крепость. И все в очень хорошем состоянии, потому что, хотя крепость и принадлежит государству, но владеет ею на правах аренды монастырь. Вот он и следит, и поддерживает ее в должном состоянии. А на сердце так хорошо, тепло, благостно, все суетное, домашнее, мирское как-то совсем забылось! Только праздник, только плывущая чуть впереди на крепких мужских руках чудотворная икона Успения Богородицы. Но вот мы уже недалеко от святых ворот, откуда и начинался крестный ход. Здесь нас ждали с ведрами святой воды, и батюшка, стоя на возвышенности, щедро окроплял всех, проходящих мимо него. Потом народ, который стоял рядом с ним, не участвовавший в праздничном шествии, взмолился, чтобы и им досталось святой водички. И Господь рукой батюшки окропил не менее щедро и тех, кто встречал крестный ход. Ну, а на площади перед святыми вратами икону поставили на приготовленную стойку, дождались владыку Евсевия, архимандрита Тихона с братией, хором и гостями, и начался молебен, после которого владыка произнес слово о празднике, поздравил всех богомольцев и в заключение призвал на весь православный люд Божие благословение. А нас ждал обед в кафе неподалеку на главной площади. А потом - снова автобус, и поклонившись святой обители и поблагодарив Бога за его великую к нам милость, поехали мы в Малы.

Раньше там тоже был монастырь, теперь же скит Псково-Печерской обители. А по сути - погост, церковь во имя Рождества Христова, кстати очень древняя; восстанавливающаяся колокольня (говорят, что она является одним из лучших архитектурных образцов среди звонниц, сохранившихся с 14-15 веков) и источник, вода в который, говорят, поступает из-под алтаря храма. Вид, который открывается с дороги на Изборско-Мальскую долину, только со стороны Мальского погоста, потрясающе красив! И такая тишина, умиротворенность, что называется «благорастворение воздухов»! Пока мы там находились, только одна супружеская пара появилась - приехали набрать воды из святого источника. Не хотелось уходить. По строительным лесам поднялись на уровень 3-го этажа строящегося трапезного храма. Конечно, сверху обзор окрестностей еще лучше. Но надо было ехать дальше. По решению большинства наших паломников отправились мы в Городище Камно. Славится это место святым источником, а еще православный народ знает это место по замечательному батюшке, который служил там в церкви Георгия Победоносца до 1998, протоиерею Валентину Мордасову. Очень духоносный был батюшка. К нему притекало очень много людей, жаждущих получить ответы на трудные вопросы, кто-то нуждался в совете, кого-то надо было вразумить. У него немало книг написано, и книги эти пользуются среди православных большим спросом. Там он и похоронен за алтарем храма. На его могиле наш С. совершил чин литии. Потом мы окунались в святом источнике, благо, здесь устроена купальня над источником. И, умиротворенные, поехали в Псков. До ужина у нас оставалось время. Решили посетить Псковский кремль и Свято-Троицкий собор в кремле. Я не буду много писать о кремле и соборе. Везде, во всех проспектах и справочниках написано о Пскове и его главной святыне - Троицком соборе, достаточно много, полно. Достойно. Ничего нового, тем более лучшего и интересного я не могу добавить. Мы были недолго там, сразу зашли в собор. В правом приделе заканчивалось вечернее богослужение, народу было очень мало. А главный придел был, к сожалению, закрыт. Некоторые из нашей группы впервые в Пскове, а значит, и в соборе. Конечно, всем хотелось увидеть иконостас. Он уникальный - семиярусный, потрясающе красивый. Через решетку издалека полюбовались на него и ушли. С. пообещал, что завтра у нас останется немного времени, и мы сюда еще придем именно из-за иконостаса. Поехали опять в Завеличье, где в кафе на Ольгинской набережной нас накормили ужином. Кстати, 9 с половиной лет назад во время моей первой паломнической поездки, наша группа тоже обедала здесь. Пока ждали, когда для нас накроют столы, подошли к часовне св. равноапостольной Ольги, которая находится почти на берегу р. Великой. По преданию, Ольге именно отсюда было видение, где должен быть построен храм во имя Живоначальной Троицы. И вот он там построен, и стоит не одну сотню лет, и мы, как и сотни тысяч людей до нас, любуемся им, его красотой, величием и совершенством.

В этот вечер для меня больше ничего интересного не было. Наш С. и некоторые паломники из группы отправились на прогулку по ночному Пскову. 3 года назад я в такое же время гуляла по Пскову, поэтому в этот вечер решила отдохнуть, к тому же было столько впечатлений от 2-х дней поездки, столько благодати получено, что хотелось как-то все уложить в голове, осмыслить, прочувствовать. Хотя, как правило, все равно окончательно все выстраивается в голове только дома, спустя определенное время.

Окончание здесь.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page259/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Храм свт. Николая Чудотворца в г. Изборск
Церковь Рождества Богородицы в г. Изборск
Источник Св. Вмч. Георгия Победоносца в Камно
Храм Св. Вмч. Георгия Победоносца в Камно
Мальский монастырь
Свято-Троицкий кафедральный собор в г. Псков


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии