Центры паломничеств
Паломничества

07 Мая 12Евгения Рогова

Успение в Печорах (день первый)

Вот и сподобил меня Господь побывать на престольном, столь любимом мною, да и всеми православными людьми, празднике Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре. Праздник был великолепный! Праздник для всех, кто пришел, приехал, прибыл сюда в эти дни, каким и должен быть православный праздник, и каких, к сожалению, почти не бывает в городских приходских храмах, даже если там тоже престольный праздник.

Поездка была трехдневная. Маршрут такой: Городец (храм Успения Пресвятой Богородицы и часовня, где покоятся мощи прп. Трифона Городецкого); Феофилова пустынь; Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь; Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь; Псков (Троицкий собор и Псковский кремль); Изборск; Малы (скит Псково-Печерского монастыря с храмом Рождества Христова); Камно (храм Георгия Победоносца, источник, могила протоиерея Валентина Мордасова); Спасо-Преображенский Мирожский монастырь; г.Остров, Спасо-Казанский Симанский монастырь, Свято-Троицкий храм и храм Николая Чудотворца, прогулка по цепным мостам. Причем. Этот маршрут сложился во время поездки, а заявлено в программе было немного по-другому. Все из-за того, что на такой праздник стекается в Печоры огромное количество паломников, которые расселяются даже и в близлежащих монастырях (мы должны были провести 2 ночи в Спасо-Елеазаровском Трехсвятительском монастыре, но он оказался переполнен, поэтому нас поместили в Пскове, в общежитии Кооперативного техникума).

Рассказ начну с начала поездки, как обычно. Выехали мы в 8 часов утра, отправлялись от Казанского собора, как обычно, было нас 16 человек, не считая водителя и нашего незаменимого экскурсовода С.

Первая остановка на нашем пути была в Городце, где на кладбище заканчивается восстановление Успенского храма, разрушенного в годы советской власти. Храм на горке, поэтому к нему надо поднятся по крутым ступенькам. Рядом стоит часовенка Георгия Победоносца, тоже не так давно построенная. Раньше на ее месте был храм Георгия Победоносца, под которым находились мощи святого прп. Трифона Городецкого. Вот мощи и беломраморная рака, в которой они покоятся, не пострадали ни в войну, ни в советское безбожное время. Помолились возле раки Трифону Городецкому, С. рассказал нам об этом месте, о мученической кончине преподобного Трифона, и мы поехали дальше. Вместе с нами здесь останавливалась еще одна группа паломников, как потом выяснится, они будут из Стрельны, из Троице-Сергиевой пустыни. Мы с ними будем сталкиваться постоянно в течение 2-х дней поездки. У них будет больше молодых мужчин, но ведь такого, как наш С. больше не найти. Поэтому они, как и многие другие с интересом поглядывали на нас и прислушивались к тому, о чем он рассказывал. Храм Успенский внешне уже готов, но, говорят, внутри не отделан, поэтому не освящен, службы в нем не совершаются. Здесь же на верхушке засохшего дерева первое на нашем пути гнездо аистов, но уже опустевшее. Эти чудесные птицы улетают обычно в конце августа, мы немного опоздали. И сколько потом нам не встретится в пути гнезд аистов, пустыми будут все. Немного от этого было грустно. Уж такие красивые, умные эти птицы! Так смотреть на них приятно и поучительно (они же однолюбы и прекрасные семьянины). Ну а еще одна причина для грусти при виде опустевших аистиных гнезд - осень на пороге, конец теплу и отпуску.

Ну, ладно. Дальше мы остановимся в Феофиловой пустыни. Ее в14 в. Основали преподобные Феофил и Иаков на реке Омуга. Речка теперь - жалкий ручеек, но от обители кое-что сохранилось. Но давно уже нет никаких сдвигов. Стоит один кирпичный остов. Только поставили маленькую деревянную церковку и поселили здесь двух женщин (монахиню и послушницу) из Творожковского монастыря, т.к. Феофилова пустынь приписана именного к нему. Но ничего больше не меняется уже года 2-3. В этот раз никто нас не встретил здесь, поэтому и храм оставался закрытым, и отсюда мы вскоре поехали дальше. Следующая остановка была на окраине Пскова, где стоит величественный монумент, посвященный Ледовому побоищу. Идея памятника - дружина Александра Невского спешит из Пскова на помощь новгородцам. 165тыся тонн - вес этого памятника. Очень впечатляет. И место выбрано удачно. Виден монумент издалека и со всех сторон, т.к. стоит на горе, да еще на открытом пространстве. Чтобы охватить взглядом памятник, надо обойти его с 4-х сторон, потому что это скульптурная группа и у нее как бы 4 фасада. Очень впечатляющая и мастерская работа. А еще умная и патриотическая.

И вот мы приехали в Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь. Очень древняя обитель, дата ее основания неизвестна, а впервые в летописи упоминается о ней в связи с нашествием рыцарей-меченосцев, которые сожгли монастырь вместе с 17-ю монахами в 13 в. Потом монастырь возрождался, у него славная история, он был строгого устава, из него вышли будущие святые преподобные Евфросин, Савва Крыпецкий, Никандр. Любим был монастырь русскими государями, поэтому сюда много жертвовали. А с начала 19 века монастырь был упразднен, он стал местом жительства псковских владык. Говорят, Пушкин именно здесь писал «Бориса Годунова». В советские времена у монастыря типичная история: дом отдыха, санаторий и т.д. И только в 1993 г. Обитель возвращена Псковской епархии. Только теперь это женская обитель. Монахинь много, более 60, сильная игумения. Одно плохо - соборный храм не возвращен монастырю и является музеем, Так что великолепные фрески 14 в. мы не увидели. Здесь у нас был обед, и хотя время было уже далеко не обеденное, покормили нас от души всем, что оставалось. Слава Богу за все!

Итак, в Спасо-Елеазаровский монастырь мы не поехали, а сразу направились в Псково-Печерский монастырь, к тому же и времени у нас оставалось только-только успеть на праздничную всенощную. И, слава Богу, успели! Непросто было найти место для парковки - так много уже подъехало на праздник автобусов, автомобилей разных марок из разных регионов. Преобладали оба дня Псков, Петербург и Эстония. Остановились недалеко от святых ворот, чтобы экскурсовод еще немного рассказал нам об этой славной обители. Я здесь в 4-й раз. Но не устаю поражаться и восхищаться красотой Псково-Печерского монастыря. Все монастыри хороши по-своему. Лучше храмовой архитектуры человек не создал ничего в области строительства. Но красота и поэзия этой обители вне всяческих сравнений. 538 лет существует монастырь! Не закрывался ни на один день, а значит, и молитва не прекращалась ни на один день! Вот где Божий дух пребывает! Вот где намоленность! Как не опуститься на колени перед входом в эту святую обитель! Как не пролить слез умиления, радости и благодарности при встрече со столь благодатным и любимым всеми паломниками местом. А для меня этот монастырь еще и первая любовь, может быть, поэтому такая глубокая. Но на Успение я приехала сюда впервые. Наверное, наш православный народ наслышан, что так бесподобно, как в Печорах и в Почаеве, Успение Божией Матери больше нигде не празднуют. Могу представить, как чудесно проходит этот праздник в Почаевской лавре, т.к. недавно была там (на Троицу), но уж как хорошо было и здесь! По-своему, неповторимо.

Вот прошли мы через Святые врата. И сразу увидели эту знаменитую дорожку, о которой все столько слышали, но кроме нашего С. никто из группы ее не видел. От Успенского храма сюда, к надвратной Никольской церкви расстелили женские любящие руки это чудо: шириной не менее метра густо уложена травяная дорожка (безо всяких просветов!), а уж по ней всевозможные узоры и орнаменты из свежесорванных цветов. У надвратной церкви она прерывается, чтобы возобновиться в верхней части монастыря на пути к собору Архистратига Михаила. Возле этого величественного храма сооружен помост, на котором вынесен престол, где и будет совершаться завтра утром Божественная литургия (кстати, 3-я по счету в воскресный день, т.к. первая начинается в 5 ч. утра, вторая - в 6, ну и в 9.30 - главная, которую, как и всенощную возглавит Евсевий, псковский митрополит). Народу так много, что и не берусь сказать сколько. Пока в основном все устремляются вниз, справа и слева бережно и аккуратно обходя живую дорожку из травы и цветов, к Успенскому храму, где в 18 часов началась всенощная. Забыла сказать, что недалеко от входа молодые ребята раздавали подарки всем, кто пришел в этот вечер в монастырь. Конечно, не от себя, это монастырь делал подарки в честь своего престольного праздника и дня рождения. Такая здесь сложилась традиция. Все в этом году получили 3 брошюрки: митрополита Евсевия слово на празднование равноапостольной Ольги, сказанное в прошлом году; архимандрита Иоанна Крестьянкина об Успении и архимандрита Тихона (Секретарева) о монастыре Все это было сложено в пакетик с изображением обители. Каково?! И тут уже наша группа вся рассредоточилась, т.к. в такой толпе невозможно идти группой, да и ни к чему это. Я пошла вниз. Пока еще люди стояли разреженно, не такой плотной толпой, как это будет к тому моменту, когда монастырскую святыню - икону Успения Божией Матери, празднично украшенную, понесут в соборный храм. Можно было и фотографировать пока, и слушать богослужение, т.к. оно транслировалось на всю обитель. Икона уже была вынесена на площадь перед Успенским храмом. Не столько ее саму видно было издалека, сколько цветочное убранство в виде короны на иконе. Я постепенно тоже добралась до площади, но стать вдоль дорожки - где там! Меня от нее отделяло несколько рядов богомольцев. Но когда высокопреосвященнейший Евсевий вышел на литию, я видела его белый клобук очень хорошо. И вот закончилась вечерня, и икону подняли на плечи десятка полтора мужчин. С пением тропаря Успению Божией Матери тысячи богомольцев двинулись за иконой, поплывшей (издалека так и казалось, что чудотворная икона плывет над человеческими головами) сначала вниз (с площади ведут крутые ступени), а потом по кровавой дороге, которая в этот праздник превращается в цветочно-ковровую, наверх, к Никольской церкви, чтобы через нее уже выйти на дорогу к Михайловскому храму. Там уже Владычицу поставят на постамент, а праздничная служба будет продолжена. Все, кто стоял вдоль цвточной дорожки, по которой понесли икону, кинулись собирать цветы на память. Но я стояла не близко, поэтому, когда дошла до дорожки, меня ждала только трава и очень мелкие цветочки, которые под прессом прошедшей толпы уже не отделялись от травы. Правда потом, несколько цветочков и мне досталось. Икона, братия, гости, все богомольцы двинулись к храму Архистратига Михаила, я приотстала, да и не только я, кое-кто тоже не спеша, продвигался в том же направлении. Зато мы увидели, как организованно убирали травяную дорожку (цветы убрали богомольцы). Молодые парни вилами сгребали траву в валики, тут же другие молодые люди забрасывали эти валики на грузовик, откуда-то вдруг взявшийся. Вскоре от дорожки остались только мелкие травинки. Кстати, а утром о ней останется только воспоминание. Но в верхней части монастыря, пока там продолжалось богослужение. Конечно цветочно-травяной ковер так и лежал у всех под ногами. Многие женщины стояли на траве босыми ногами.

Близко к иконе пробраться я и не пыталась. Стояла вместе со встретившимися уже в этой части монастыря двумя нашими женщинами ближе к выходу. Сначала читали Акафист празднику, а потом Евангелие, после чего бывает елеопомазание. Мы предполагали, что вряд ли это будет совершаться в одном месте, у главной святыни. Так оно и было. Даже объявили, что в 5 местах, где обозначено «Святая икона» можно будет помазаться. И хотя мы и не дерзали пробраться туда, в эпицентр праздника, но даже и у других выносных икон было невероятное количество народа, и всем хотелось помазаться как можно скорее. Так что практически до конца всенощной и достояли. Пело 2 хора, но, надо сказать, что не хором, даже не двумя, славен этот монастырь. Исповеди во время всенощной я нигде не видела, это завтра, во время Божественной литургии будут исповедовать в нескольких местах, но, конечно, всюду будут очереди. Ну, а пока мы должны были в 22.00 собраться в автобусе.

В начале 11-го часа отправились из Печор в Псков. С. сказал, что ночевать 2 ночи мы будем в общежитии Псковского кооперативного техникума, которое еще надо было разыскать. Но по молитвам Пресвятой Богородицы мы и доехали хорошо, и быстро нашли улицу Калинина, где находились и техникум, и его общежитие, и разместились благополучно. Кстати, мы оказались в центре Пскова. Я оказалась в 2-хместной комнате с Любой, милой спокойной женщиной моего возраста. Хотя это и не очень важно -ведь сюда мы приходили только ночевать.

Продолжение здесь.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page259/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Часовня преподобномученика Трифона Городецкого в с. Городец
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Феофилова Пустынь
Снетогорский женский монастырь в г. Псков
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.