Центры паломничеств
Паломничества

19 Мая 12Рождество в Москве

Рождество в Москве (часть 1)

На послушании у прп. Саввы

Еще в прошлом году мне очень хотелось побывать в Москве на Рождество. Не сама даже Москва интересовала меня, а 2 монастыря в Подмосковье, в которых я не была, но которые меня давно и очень интересовали: монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде и Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Но, посмотрев внимательно программу поездки и увидев, что она очень насыщенная, я подумала, что будет много суеты в Сочельник, который в связи с тем, что я в этот день именинница, привыкла быть в храме и обязательно причащаться за Божественной литургией. Не захотела лишать себя такой благодати, ведь в поездках возможность причаститься, как правило, и бывает, но и искушений бывает немало. То есть в очередной раз проявилось мое маловерие или, точнее, недоверие Богу. Поскольку именно последнее я сознавала прекрасно, решила положиться на волю и милость Божию и Рождество Христово 2012 года встретить в Москве, благо выходных дней опять выпало предостаточно.

В Москву мы приехали 5 января в 5 ч. утра (а встали, соответственно, еще на час раньше), так как выехали накануне не ночным, а вечерним поездом. Группа собралась около 30 человек, ехали даже не одним, а двумя поездами, но с интервалом всего в 15 минут.Все знают, что в Питере Московский, а в Москве Ленинградский вокзалы похожи, как близнецы-братья, но вот интересно, что у нас скульптуру Ленина убрали из зала ожидания, поставив на ее место памятник Петру I, а в Москве так и стоит Ленин. Вот возле этих памятников мы и собирались и вечером, когда уезжали, и утром, когда приехали. Вскоре подошел наш автобус, и мы отправились в Звенигород. Ехали комфортно, т.к. в автобусе было более 30 мест, многие сидели по одному на парных сидениях. В Москве было все по-праздничному, но наш город украшен и освещен гораздо красивее. Только елки на московских улицах и площадях показались мне интереснее. В такой ранний час, да еще когда почти весь народ отправлен на большие каникулы (не надо вставать и идти рано на работу), город выглядел очень пустынным. Но наш экскурсоводуже принялся за свою работу, показывая нам по ходу движения автобуса Москву. Мы вертели головами, смотрели на то, что успевали увидеть, а автобус постепенно выезжал за город. И вот мы выехали на Ново-Рижское шоссе, которое в народе прозвали Нуворишским (по тем нуворишам, которые здесь настроили себе особняков). Где-то по этому шоссе мы должны были завернуть в поселок, который называется Княжье озеро, и там зайти в храм Александра Невского. То есть и новый поселок получил свое название в честь благоверного великого князя Александра Невского. Экскурсовод рассказал нам об одном известном московском предпринимателе, который строит храмы. Вот и здесь он тоже построил великолепный храм, в котором поместил чудотворную Корсунско-Торопецкую икону Божией Матери (история этой иконы связана с именем св. Ефросинии Полоцкой). А сама икона года 2-3 назад была передана этому человеку из фондов Государственного Русского музея. По-разному можно относиться к факту передачи музейного экспоната в частные руки. Но икона сейчас в храме, а храм всегда открыт, и икона доступна верующим, которые могут приложиться к ней и помолиться перед этим образом. В музее же образ находился в запасниках и практически никто его не видел.

Так вот, не было еще 7 часов, когда мы подъехали к величественному и на самом деле очень красивому храму во имя благоверного князя Александра Невского. Он был к тому же и подсвечен очень эффектно, но отправившийся на разведку экскурсовод (мы же все оставались в автобусе) вернулся с нерадостным известием, что храм бывает открыт хотя и ежедневно, но только с 9 ч. утра. Что делать? Оставаться в автобусе и ждать открытия храма? Но это 2 с лишним часа. Конечно, это время можно поспать, в автобусе тепло и достаточно уютно. Но жаль времени, которого всегда в подобных поездках так не хватает. Ехать дальше? Тогда возникает вероятность того, что сюда мы уже не попадаем. По недолгом обсуждении, решили ехать дальше, в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь. По крайней мере,в таком случае мы успевали на Божественную литургию в монастыре. Но человек предполагает, а Бог располагает.

Мы поехали. Вокруг все еще темно, С. продолжает свой рассказ. Ему всегда есть о чем рассказать. И все у него интересно, полезно, а иногда еще и смешно, т.к. курьезных случаев и у православных всегда хватает. И я люблю слушать С.. Но тут, видимо, сказалась бессонная ночь (а я умудрилась, несмотря на спокойную обстановку в вагоне, ни на минуту не заснуть), да и в автобусе немного разморило, короче говоря, я отключилась. Но ненадолго! Очнулась я оттого, что очень громко что-то громко бабахнуло, и автобус как будто даже подскочил. Тут же знающие люди разъяснили - лопнуло колесо. Времени было около 8 ч., до места (как потом выяснится) мы не доехали км 7-10; вокруг лес, а на шоссе в это раннее время и выходные дни очень мало машин, автобусы почему-то совсем не проезжали, а у водителя, как оказалось, не было домкрата. Кое-как к обочине дороги он все же вырулил. А вскоре «обрадовал» нас сообщением, что своими силами ему не справиться, он будет вызывать помощь из своей фирмы. Нам ничего не оставалось делать - только ждать, ну и спать. Большинство паломников (в том числе и наш С.) так и сделали, но у меня уже ни в одном глазу сна как не бывало. Я старалась изо всех сил, к тому же в автобусе было темно.Читать правило ко святому Причащению (для меня это было очень актуально) невозможно. Оставалось молиться и вспоминать свои грехи, в которых надо будет покаяться. Потом я решила ненадолго выйти из автобуса. Интересно, что в самой Москве тепло и даже дождливо, но здесь, в Подмосковье, в лесу снег лежал. Он был по-мартовски рыхлый, но глубокий. А вскоре нас посетил гаишник, который патрулировал на этом шоссе и обратил внимание на большой автобус, уженемалое время стоявший на обочине дороги. Он спросил про самочувствие, не нуждается ли кто в какой помощи и сказал, что будет все время сзади нас - ну как бы охранять на всякий случай. Мне понравилась такая забота. И она на этом она не закончилась. Через два с лишним часа он нам вызвал другой автобус, который довез нас до монастыря. Правда, пришлось брать с собой и все вещи, а это уже было не очень удобно. Наш же водитель должен был с прибывшей помощью закончить починку (там оказались еще какие-то неполадки) и через полтора часа приехать за нами.

И вот мы в монастыре. Монастырь очень красив. Ему, если так можно сказать, повезло: он пострадал от безбожной власти гораздо меньше других монастырей, т.е. он хотя и был закрыт, но не разрушен и в нем сохранились очень многие исторические постройки. А мы потащились с вещами к храму Рождества Христова, в котором почивают мощи преподобного Саввы и который, собственно, является соборным храмом, самым большим и красивым к тому же. Он всегда открыт.И тут началось: сфотографировать хочется, и руки заняты, и перчатки надо снять, и не отстать от группы, и послушать экскурсовода!

Служба, конечно, уже закончилась, но, по крайней мере, нам выделили уголок, куда мы составили свои вещи. Встали в очередь, чтобы приложиться к мощам преподобного. Экскурсовод продолжал понемногу рассказывать о монастыре, о храме, о святом Савве, который был учеником прп. Сергия Радонежского. Но нам сделали замечание. На территории монастыря (такое водится не только здесь) не разрешают проводить экскурсии чужим экскурсоводам, заказывать экскурсию полагается здесь, на месте. Но не всем это подходит, в частности, нас устраивает наш С. Но, опять же, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом (по-нашему, экскурсоводом)... Мы очень старались вести себя деликатно.

После того, как приложились к мощам, пропели тропари наступающему Рождеству Христову и прп. Савве, все разбрелись по своим интересам: большинство в церковную лавку, чтобы записки подать, купить что-то на память, свечи приобрести. А кто-то отправился сразу осматривать монастырь, фотографировать, за святой водой пошли некоторые. Поскольку мы не оставались здесь на ночлег, трапеза не предусматривалась, поэтому некоторые пошли перекусить самостоятельно. Забегая вперед, скажу, что все везде успели побывать и все пересмотреть и сделать, что задумывали. Провели мы тут времени не час-полтора, так как на починку автобуса ушло времени гораздо больше, чем думал и говорил водитель. Каждый раз, когда С. начинал звонить ему и спрашивать, где он (надеясь, что автобус уже у ворот), в ответ раздавалось, что «воз и ныне там»

Я успела обойти монастырь и внутри, и снаружи. Очень живописный вид открывается за стенами монастыря. Он расположен на горе Стороже, и в свое время здесь очень любил охотиться царь Алексей Михайлович, которому, по преданию, преподобный спас жизнь, когда однажды царь повстречался с медведем. На вопрос государя, кто его спаситель, как зовут, старец ответил: «Спроси в монастыре инока Савву». Ну, а когда благодарный Алексей Михайлович явился в обитель и стал спрашивать такового, все были в недоумении, так как монаха по имени Савва никто не знал. И только настоятель сказал, что у нас только преподобный Савва был основателем монастыря и показал икону святого. Тут царь и узнал своего спасителя! Поэтому он очень любил этот монастырь, много милостей оказывал ему, часто посещал его. И статус лавры монастырь преподобного Саввы получил в то время, когда Троице -Сергиева лавра не была таковой а был только монастырь Троице-Сергиев. Потом уже, гораздо позднее, все изменилось. Еще интересный был момент в истории этой обители. Во время войны 1812 года французы были у стен монастыря, готовились уже к его разорению и разрушению, но одному из руководителей готовящегося штурма, а именно Евгению Богарнэ, который был сыном Жозефины (но не от Наполеона,) явился во сне старец, который сказал, что если не отступятся французы от своего злого замысла, их ждет очень страшная учесть.Преподобный сумел убедить врагов. Монастырь французы не тронули.

Вернусь к нашему пребыванию в этом славном монастыре. Я тоже посетила лавочку под названием «Монастырские продукты». Согрелась горячим сбитнем, очень вкусным, не хуже того, который готовит мой сын. Только здесь не было имбиря, но аромат напитку придавали какие-то травки, а какие именно - я не разобрала. Нам удалось совершенно случайно зайти в Троицкий храм, где мы подивились на настоящее чудо. На засохших цветках, вложенных в оклад иконы Преображения Господня, распустились молодые зеленые листочки, и это же без воды, без всякого грунта! Вот батюшка, который сам заходил сюда по какой-то своей надобности, увидев С., решил показать ему и тем, кто с ним в это время был, такое чудо. Потом мы поднимались на смотровую площадку, спускались к настоящим царским вратам обители, через которые именно царь Алексей Михайловичсо свитой и входил в монастырь. Раза два я заглядывала в храм, где мы сложили свои пожитки. Некоторые из нашей группы там осели уже насовсем. Я заметила, что некоторые наши женщины на подсвечниках трудятся. Подумала: какие они молодцы - догадались заняться добрым делом! Храму явно не хватает рук, особенно женских. А народ наш начал потихонечку (пока) роптать. В монастыре-то неплохо, но у нас большая программа, темнеет же рано, а автобуса-то нет! Вот и я, осмотрев все, что было можно и доступно, подзамерзнув немного, решила осесть в храме и почитать Правило ко Святому Причащению. Завтра же мои именины, нам вроде обещали, что мы будем в сочельник на службе, а значит, я могу исповедаться и причаститься. Но некоторая нервозность и уныние потихоньку стали и в меня закрадываться. Села на лавочку к нашим, достала свой дорожный молитвослов и начала читать. Слышу, что рядом сидящие женщины тоже собрались заняться тем же, только вслух (то есть одна читает, а остальные слушают). Ну и я стала слушать. Тут подходит смотритель храмовый - такой пожилой мужчина, может быть, послушник, но скорее всего трудник, в синем рабочем халате и с длинными, до плеч, белыми волосами. Он нам и говорит: «Матушки, не хотите потрудиться немного для храма?» Та женщина, которая читала вслух Правило, важно ему отвечает: «Вот дочитаем, тогда пойдем! У вас же уже работают наши!» Тут до меня дошло, что наши женщины на подсвечниках - не добровольцы, их попросили потрудиться во славу Божию! Я подскакиваю с места и говорю:

- Я пойду, говорите, куда, на какой вставать подсвечник?» А смотритель и говорит мне:

- Нет, я Вам другую работу дам. Вы знаете, где набирают святую воду у нас?

- Не заходила сама, но видела, где берут другие, там написано к тому же.

- Пойдите туда, там под кранами стоят тазики, куда вода капает, слейте из них воду в ведро и помойте пол в храме, вот тут, ближе ко входу, но от одного края до другого, а я Вам сейчас вынесу ведро и тряпку.

Я немного опешила от такого задания,но отказаться не посмела. Только сказала, что у нас может автобус с минуты на минуту подойти. На что мне этот дядечка-трудник, чуть заметно хмыкнув, говорит:

- Ничего, успеете еще помыть!

Через минуту он выносит мне ведро 10-литровое, оцинкованное, вручает тряпку и палку, и я, пристроив около женщин, невозмутимо продолжающих читать Правило, сумку, вокруг головы обмотав свой невесомый, но очень широкий шарфик и накинув кое-как пальто, пошла за водой. Я уже упоминала, что погода для зимы стояла теплая, но все же это зима! За святой водой надо было пройти метров 50-70, точнее не могу сказать. В небольшом помещении, прямо за наружной дверью, кроме 2 огромных баков со святой водой, ничего и никого не было. Под кранами стояли большие тазы (совсем не тазики!), один из них был почти полон, другой - наполовину. Янаполнила ведро водой только из одного таза, причем в нем еще осталось немного воды. Думаю, что же делать? Ведь я поняла так, что мне надо воду всю забрать из «тазиков» и помыть пол (а не просто набрать воды, чтобы помыть пол). Слила остатки воды из первого «тазика» во второй, взялась за ведро и...понесла! Я не могу сказать, что мне было легко. Прежде всего, я чувствовала, что ручка ведра режет ладонь. Но я уверена, что дома, в городе, на работе - неважно где, но не здесь, не на послушании у Саввы, я бы с большим трудом пронесла такое ведро метров 10, не более, и встала бы отдохнуть, либо поменять руки. А тут я донесла полное ведро, поднялась с ним на высокое крыльцо, сама открыла двойные тяжеленные двери, поставила ведро и доложила своему командиру, что я не смогла всю накопившуюся в тазиках воду слить в свое ведро, потому что ее там много, на что получила ответ:

- Ничего, Вам хватит помыть пол».

В душе дядечка, небось, позабавился на такую ретивость, но говорил со мной серьезно. Сняла пальто и начала мыть пол. Вода была ужасно холодная, но руки, на удивление, не коченели. Но и отмыть такой водой заляпанный воском и парафином пол было нереально. К тому же тряпка была короткой и очень грубой - выжимать неудобно. Но все же немного кафельные плитки становились почище. Конечно, странновато было мыть пол от входа, наверное, подумала я, моя задача -убрать основную грязь. Боковым зрением я видела, что наши все прибывают в храм. Руководителя не видела, но народ, чувствовалось, был весьма возбужден. Но мне было не до этого - я была на послушании! Не успела я домыть последние метра два, как мой начальник тут как тут и дает следующее распоряжение:

- Так, матушка, грязную воду выплеснуть на газон, набрать чистой и продолжать мыть, только теперь - в центре храма, начиная со ступенек, где стоят мощи преподобного.

Я безропотно отправилась выполнять следующее распоряжение. Не могу даже сказать, какие чувства испытывала тогда. Одно точно - ни ропота, ни недовольства у меня не было. Радости (что, вот, сподобилась в монастыре знаменитом потрудиться!), тем более. Немного грустно было, что не подготовлюсь к Причастию, а значит, не смогу причаститься в именины.И еще какое-то легкое недоумение - почему я? И некоторая досада, что не вовремя затеяна уборка - не успеть все помыть и не так бы (наспех) надо здесь все намыть, а основательно, да и вода, хотя и святая, а хотелось бы, чтобы она потеплее была.

Когда я принесла чистую воду в храм, заканчивался очередной молебен, народу было уже немало, и к мощам тянулась приличная очередь. Молодой иеромонах стоял возле раки прп. Саввы и помазывал всех, кто к ним прикладывался, освященным маслицем. Мне было наказано начинать прямо со ступенек, и я, намочив в ведре свою тряпку (вода от тряпки моментально почернела, так что ее можно было сразу выливать на газон и идти за новой), я двинулась, обходя очередь, к солее, где справа, на небольшом постаменте находится рака. Батюшка тут же, не говоря ни слова, отступил и скрылся в алтарь. Я настолько была погружена в свое послушание, что совсем забыла, что у меня есть такая великолепная и редкая возможность приложиться к мощам, не простояв в очереди ни минуты! К тому же хотелось, поскорее именно здесь помыть, чтобы люди продолжали прикладываться к мощам, а батюшка продолжал бы их помазывать. И я начала сразу мыть ступеньки, а потом я стала, аккуратно обходя очередь, мыть пол в центральной части храма. Тут меня перехватил мой командир и сделал замечание, сказав, что не я людей должна обходить, а они расступаться передо мной, чтобы я шла от солеи как бы назад, к по направлению к центру. Послушалась, конечно, и продолжила, как было велено. Но когда я перешла к левой стороне главного придела, то успела помыть только у клироса, т.к. кто-то из наших сказал мне, что надо собираться и идти на выход. Я кинулась к смотрителю. Говорю ему:

-Извините, не все домыла, мы уезжаем».

А он невозмутимо продолжает мне отдавать распоряжения:

- Вылейте воду на газон, уберите ведро и палку с тряпкой, а мы сейчас еще кого-нибудь найдем.

Смотрю, народ-то наш подхватился и уходит, а я еще должна с тяжеленным ведром опять через двойные двери пройти, чтобы вылить грязную воду, а мне навстречу все прибывает новый люд. Но все сделала, как было сказано, вот только руки негде было помыть. Обтерла их влажными салфетками, которые нашлись в моей сумке, оделась и поспешила за своими. Действительно, пришел автобус, а времени было уже где-то 3-й час. Но мы, тем не менее, от программы не отступили, поэтому, отъехав всего с километр, остановились у невысокой, но все же крутой горы, чтобы осмотреть храм Успения наГороду, один из самых древних храмов на Руси, где до сих пор сохранились фрески преподобного Андрея Рублева. Храм, конечно, чудесный. Когда не видишь звонницу, то он здорово напоминает храм Покрова на Нерли, что во Владимире. А рядом - новый, но симпатичный и тоже небольшой - храм святителя Николая Чудотворца.

Продолжение здесь.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page320/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Саввино-Сторожевский монастырь
Храм Александра Невского в г. Звенигород


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии