Центры паломничеств
Паломничества

21 Мая 12Евгения Рогова

Рождество в Москве (часть 2)

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Патриарх Никон. Новый Иерусалим. Отец Иосиф

И уже потом мы поехали в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Ну, этот монастырь, конечно, интересовал меня не меньше, чем Саввино-Сторожевский. Личность патриарха Никона, фигуры в истории Церкви самой противоречивой, загадочной и трагической (это мое личное мнение, которое никому не навязываю), как и сам Раскол, начало которому было положено именно его реформами, и старообрядчество, возникшее в результате Раскола Русской православной Церкви, привлекали мое внимание очень давно. Но в советское время патриарх Никон подавался как уж совсем зловещая фигура, куда больше сочувствия вызывал протопоп Аввакум и его сподвижники. А по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному» я даже писала курсовую работу, когда училась на 3-м курсе педагогического института. Но вот про монастыри, построенные патриархом Никоном, да и про многие другие его великие деяния наша история умалчивала. Ей важнее было показать нестроения, распри, хотя Раскол - это прежде всего трагедия Русского государства и народа, а не только Церкви.

Не мне, и не здесь рассуждать на эту серьезную тему, я просто рассказываю о своем паломничестве. Интересно такое совпадение. До поездки в Москву и после нее, почти все то время, что я писала рассказ о ней, я смотрела в свободное время телефильм Досталя «Раскол», который сын скачал по моей просьбе, т.к. по телевизору я его не смотрела (и вообще не смотрю телевизор). Так вот во время поездки мы много говорили о царе Алексее Михайловиче и о патриархе Никоне, а в этом фильме и тот и другой - ключевые фигуры (в фильме, конечно, еще протопоп Аввакум). Одно дополняло, иллюстрировало другое. Я сама слышала от одного священника-старообрядца (Белокриницкого согласия) мнение о фильме, что наконец-то правдиво показан Раскол. Хотя все равно мне трудно судить, кто же был прав, а кто виноват в таком страшном Расколе Церкви. Ведь следствием его было невероятное количество жертв! И до сегодняшнего дня раскол не преодолен, хотя его последствия в наше время не такие страшные и кровавые.

Но у меня особый интерес к Ново-Иерусалимскому монастырю, т.к. я знала, что последним его постриженником был хорошо известный у нас, в Питере, в Новгородской епархии да и в Москве архимандрит Иосиф (Софронов). Я не была знакома с этим выдающимся старцем, но очень интересно, как и что я впервые о нем услышала.

Году в 2002-03 одна моя сотрудница С. рассказала, как она крестилась сама и ее дети в Новгородской области, во Внуто. Недалеко от него, в деревне Анцифирово, жила ее бабушка и был родом оттуда ее отец, поэтому и детство она провела в этих местах, у бабушки. В начале 90-х годов очень многие приняли святое Крещение. Решила креститься и С. А осуществить задуманное лучше всего показалось ей летом, в деревне. Ближайшая церковь - во Внуто. Крестил их очень старый батюшка. Как сказали женщины из этого храма, он только накануне отметил свое 90-летие. А крестил он полным чином, и это было долго, особенно для детей (девочке было тогда года 2, а мальчику - лет 9). Но батюшка сказал им тогда, что «из Писания ведь ни слова нельзя выкинуть». И хотя все крещаемые посинели отхолода, т.к. во время таинства были почти раздеты, но, по словам С., чувство было необыкновенное: светлое, радостное. Никто не заболел, конечно. Где-то через год или 2 они узнали, что того батюшки не стало. А имя его она либо забыла, либо и тогда не узнала. А мне рассказала, зная, что я и в церковь хожу, и тогда на курсах училась епархиальных, а поэтому могу где-то как-то узнать имя этого батюшки. Ей очень хотелось теперь знать, что это был за батюшка, уж очень он показался необыкновенным, не похожим ни на кого. И чем больше проходило времени с момента Крещения С., тем более значимым казалось ей то событие, тем светлее память о священнике, совершившем над ней и ее детьми это Таинство. Вот и мне даже запал в душу тот рассказ нашей сотрудницы. Потом я часто в программках разных паломнических служб видела, что во Внуто совершаются поездки, а значит, думалось мне, там не просто храм. Что-то или кто-то более важный. И только года 2 назад я узнала про архимандрита Иосифа Софронова, совершенно удивительного батюшку. Отец Иосиф в общей сложности около 30 лет провел в сталинских тюрьмах и лагерях, служил и за границей, но откликнулся на обращение патриарха Алексия I к русским священникам, оказавшимся на чужбине, вернуться на Родину (ведь у нас катастрофически не хватало священства!). И до конца своих дней служил батюшка во Внуто. Господь наградил его даром прозорливости, даром рассуждения, убеждения. У него было много духовных чад, многие стали священниками. Но об о. Иосифе надо много и отдельно рассказывать, я же должна вернуться к своему паломничеству.

От Звенигорода до Ново-Иерусалимского монастыря мы доехали очень быстро. Они находятся недалеко друг от друга.

Замысел патриарха Никона был грандиозный - устроение Русской Палестины. Он сам так и не дожил до полного его воплощения в жизнь.До сих пор его творение производит очень сильное впечатление. Я думала, что больше (крупнее) Кирилло-Белозерского монастыря в России нет, а тем более где-либо еще. Но тут главное даже не в размерах, а именно в замысле - воссоздать Палестину в пределах Московского государства! И ведь все получилось, все похоже, и даже река Истра, в ее течении в пределах обширной обители, стала Иорданом. При советской власти монастырь, разумеется, не действовал, а в войну вообще взорван был Воскресенский храм. Не все восстановлено и до сего времени. Но жизнь монашеская уже возродилась, монастырь с 1995 г. действующий. В самом Воскресенском соборе очень много приделов. По замыслу Никона их должно было быть более 300, на деле же получилось где-то около 30. В Успенском приделе уже началось вечернее богослужение, на котором мы не остались. Ведь столько еще надо было осмотреть! Все, пожалуй, и не вспомню, но вот Храм Гроба Господня (придел), не забуду никогда. На Святой Земле не была, приведет ли Господь когда совершить туда паломничество - сказать трудно. Но вот сподобилась здесь, в Ново-Иерусалимском монастыре побывать и помолиться у Гроба Господня. Мы туда тоже входили, на коленях - все, как у настоящей святыни.

Побывали мы и у гроба патриарха Никона. Да, он покоится здесь, в одном из приделов того монастыря, который был его любимым, хотя и незаконченным при жизни детищем. Пропели «Со святыми упокой...» и «Вечную память» и отправились дальше. Очень интересный и необычный собор! Столько в нем всего! Мы часто выходили наружу, чтобы пройдя несколько метро, снова войти через другой вход и попасть уже в иной придел. Весь собор сейчас обшит каким-то строительным материалом, т.к. идут реставрационные работы. Можно видеть только шатровый верх Воскресенского собора. В соборе есть еще и святой источник (Силоамский), где паломники могут набрать воды. Кстати, здешний источник находится на такой же высоте по отношению к уровню моря, как и его Прообраз. Да и все в этом Новом Иерусалиме воссоздано в точном соответствии с подлинным Иерусалимом, но масштабы, пожалуй, все же грандиознее. И это очень по-русски!

Вне собора мы еще побывали возле скита, где патриарх Никон говел Великим постом. Храм восстановлен, службы совершаются по монастырскому расписанию, но в то время, когда мы туда подошли, было все закрыто. Ведь служба шла в Успенском храме.

Уже начинало темнеть, и нам пора было ехать дальше - в Москву.

Продолжение здесь.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page320/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Новоиерусалимский монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии