Центры паломничеств
Паломничества

28 Мая 12Евгения Рогова

Рождество в Москве (часть 6)

Окончание. Предыдущая часть здесь.

Рождественский дождь

7 января мы встали попозже, хотя все равно спали только часов 5, а завтраком (уже скоромным!) нас кормили в 10 часов утра. Потом мы на метро поехали в Коломенское. Я не сказала, что еще накануне вечером в Москве начался дождь, так вот утром он был просто проливным. Хорошо еще, что было тепло. Я-то ведь осталась без головного убора, только в невесомом шарфике была, ну и капюшон выручал, конечно.

До Коломенского недалеко ехать, да и дворцово-парковый ансамбль находится от метро тоже достаточно близко. Гуляющих под таки проливным (хотя и Рождественским) дождем было очень мало. Нас, конечно, интересовал храм - собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно здесь находится икона Божией Матери, именуемая Державная, явленная в 1917 году в тот день, когда произошло отречение императора Николая Второго от престола. Смысл этого явления для православных в том, что Божия Матерь теперь сама взяла под свой покров Россию, чтобы самой царствовать (на иконе Матерь Божия держит в руках символы царской власти - скипетр и державу). И мы верим, что пока Божия Матерь простирает свой омофор над Россией, наша страна не погибнет, православие в ней не угаснет!

В этом соборе все иконы замечательные! Говорят, храм закрывался совсем ненадолго, но в годы войны уже был открыт и снова здесь возносились молитвы к Богу!

Потрясающей красоты храм Вознесения Господня открылся нашему взору, когда мы вышли через Дворцовые ворота. По преданию, он был построен неизвестным архитектором в честь рождения долгожданного сына у Василия III, т.е. Ивана Грозного. Это первый каменный шатровый храм на Руси, и его нельзя отнести к какому-то одному определенному стилю. Высота храма 62 метра, но дело не в его высоте, а в каком-то невероятном изяществе. Говорят, что известный французский композитор Гектор Берлиоз, объехавший полмира и имевший возможность любоваться разными шедеврами мировой архитектуры, увидев Вознесенский храм в Коломенском, «долго стоял, ошеломленный».И вот именно здесь, в каком-то подсобном помещении и была обретена икона Божией Матери Державная. Но, к сожалению, храм верующим не отдан. Это музей. Есть еще один храм рядом - церковь Георгия Победоносца с колокольней. Тоже входит в состав музея-заповедника. Но мы побывали и в том, и в другом. В связи с праздниками вход во все музеи Москвы в течение недели был бесплатный. Вот такой подарок сделал мэр города людям. Еще неподалеку, на горке видна церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Но мы туда уже не поднимались, так как нас уже поджидал автобус. Дождь все время лил, не переставая. У нас в группе только 2 человека оказались предусмотрительными - имели зонты, но все, кто приехал сюда погулять из Москвы, т.е. из дома, конечно же, были с зонтами.

Поехали мы, хотя и в сторону центра Москвы, но еще не совсем. Неподалеку от Коломенского находится деревянный дворец царя Алексея Михайловича, так называемые Государевы светлицы. Сразу скажу, что это новодел. Настоящего дворца давным-давно нет, но Лужков в бытность свою мэром Москвы сделал очень доброе дело для москвичей и гостей города -дворец построили заново, по сохранившимся чертежам и описаниям. И получилось здорово! Теперь это, конечно, музей, но экспонаты все либо подлинные, либо выдержаны в стиле 17 века. Дворец имеет 2 половины - женскую и мужскую, а еще его одна интересная особенность - у него 3000 окон. Все, кому не лень, могут пересчитать, но мне кажется, собьются. У него даже фасадов не 4, анепонятно сколько! Но красиво! Поскольку во дворце сейчас музей, то сюда попало и несколько старинных икон из запасников других московских музеев. Вот возле одной наш С. решил пропеть тропарь, а мы его поддержали. Нам сделали замечание! Сказали, что «здесь вам не храм, нечего тут молитвы петь!» Вот так вот!

А последняя наша остановка была в Царицыно. Кто только из известных государственных деятелей не владел в прошлом этими землями! Последними были Дмитрий и Антиох Кантемиры. Но уже в царствование Екатерины IIэти земли становятся собственностью русских государей, и по желанию императрицы здесь строится замечательный дворцово-парковый ансамбль, красоты необыкновенной, но и судьбы загадочной и даже трагической. Строил один архитектор, Василий Баженов - не понравилось государыне императрице Екатерине II; разрушили, перестроили по проекту другого, Казакова. Сын же Екатерины, император Павел, когда взошел на престол, приказал разрушить то, что построено по повелению матери, и вообще запретил что-либо там, в Царицыно, строить и перестраивать. И долгое время здесь так и лежали руины. А выстроили дворец относительно недавно, в 2005-06 годах. Получилось великолепно.Внутри мы не были. А вечером еще подсветка включена - вообще потрясающе красиво! Но нашей целью в Царицыно был недворец, а церковь.А вот церковь была построена по заказу и проекту дипломата и государственного деятеля Д. Кантемира. Освящена она в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник. Церковь не закрывалась никогда, в ней очень уютно и по-рождественски празднично. К тому же она по духу своему, по намоленности сразу напомнила любимые мои храмы. Когда мы входили в церковь, заканчивали звонить колокола к праздничному вечернему богослужению. И сразу началась служба. Потрясающе красивый бас у здешнего дьякона (а может быть - протодиакона), очень захотелось остаться до конца здесь, к тому же я очень люблю вот такие Великие Повечерия в день праздника Рождества Христова, на Пасху, на Крещение Господне. Особенно хороши эти службы в тех храмах, где хорошо поет клир, (например, в нашем Спасо-Преображенском соборе), т.к. сама служба состоит в основном из песнопений. Но нам пора было ехать. Шли из церкви к главным воротам через весь парк. Дождь не прекращался, но все равно было уже достаточно многолюдно. Люди проснулись окончательно после Рождественской ночи, а может быть, поняли, что бесполезно ждать, когда дождь закончится. Чувствовалось, что это действительно любимое москвичами место. Мы вышли за территорию парка, сели в поджидавший нас автобус и поехали в гостиницу. Там нас ждал последний ужин, после которого мы распростились с гостеприимными хозяевами -«маронцами» (они себя так называют) и, поскольку вещи мы свои собрали заранее, поехали на вокзал. По дороге наш руководитель выразил нам благодарность за то, что мы его не съели в первый день. Вот ведь, оказывается, С. переживал не меньше нашего из-за автобуса, но, по смирению, не показывал виду, а в душе переживал и, наверное, молился, но уж никак не роптал и не оправдывался. Дальше все было по расписанию: посадка-отправление-прибытие. Но ночь опять была почти бессонная, т.к. в 4 часа утра уже подняли всех, (а меня и будить не надо было). В Санкт-Петербург мы прибыли в 5 часов утра. Но большая радость - на вокзале меня встречал сын. Домой мы с ним доехали по безлюдным улицам менее, чем за 40 минут. Слава Богу за все!

Источник:   http://palomnik.com.ru/page320/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Церковь Вознесения Господня в Коломенском в г. Москва
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском в г. Москва
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в г. Москва

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.