Центры паломничеств
Паломничества

17 Октября 12Протоиерей Геннадий Беловолов

Кесария Филиппова. Врата ада, которые можно увидеть собственными глазами

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Когда пребываешь в Святой земле, делаешь одно важное открытие: важно не только то, что сказал Христос, но важно и то, где Он это сказал. Нетрудно заметить, что Господь для своих слов, знамений и чудес всегда избирает всегда разные места, которые глубже раскрывают смысл откровения.

Особенно ярко эту мысль я понял на примере Кесарии Филипповой.

Это одно из святых мест, куда доезжают немногие паломники. Почему? Во-первых, это место не столь известно, как другие. Во-вторых, расположено далековато, это самая северная часть Израиля, у подножия горы Ермон. А в-третьих, само евангельское событие не столь яркое на первый взгляд по сравнению с другими.

Но поскольку я был на Святой Земле уже второй раз, то особенно хотелось посетить как раз святые места не столь известные и посещаемые.

Собственно такого города сейчас ни на карте, ни в реальности не существует. Кесария Филиппова является ныне национальным природно-историческим заповедником «Баниас». Здесь остатки античного города, а также исток ручья Ермон (Баниас), который является одним из трех рек, дающих начало Иордану. Но что же здесь делать паломнику?

Дело в том, что именно здесь апостолы впервые исповедали Иисуса из Назарета Мессией, Сыном Божиим. Об этом рассказывается в Евангелии от Матфея:

"Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? И когда Петр ответил ему: "Ты - Христос, Сын Бога Живого", тогда Иисус сказал ему: " <...> Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Матф., 16:13,16-19).
То есть именно здесь впервые Господь был исповедан Мессией, именно здесь Симон Вариона стал Петром, именно здесь Господь положил первый камень в основание Церкви. Трудно не побывать в месте, где была заложена та Церковь, к которой ты принадлежишь.

И по-настоящему понять этот момент можно только на месте.

После полутора часов езды на автобусе из Магдалы до Баниаса, мы оказались на склоне горы Ермон (Хермон), самой высокой точки Святой Земли, вершина которой, правда, находится на территории Сирии. Въезд на территорию заповедника платный. Автобус остается на стоянке, а мы шествуем среди развалин античного города Кесарии Филипповой к его историческому центру. Город здесь возник задолго до РХ в силу удобного расположения у истока Паниас, дающей ниже начало Иордану.

Этот город был центром культа языческого бога Пана, которого изображали в виде человекообразного козла. По его имени назван и сам древний город Паниас (Баниас), позже переименованный в Кесарию Филиппову в честь императора Тиверия Кесаря. В Римскую эпоху всегда оставался центром языческой культуры на Святой Земле. Характерно, что император Тит после разуршения Иерусалима оставался здесь довольно долгое время.

Город располагался у живописной скалы, из которой вытекает поток Ермон (Панаис). В огромной пещере в скале был устроен храм-капище языческого бога. Тут совершались языческие жертвоприношения и оргии в честь Пана. Одним словом более мерзкого места с точки зрения иудаизма на Святой Земле трудно было придумать.

Тем более удивительно, что именно сюда пришел Христос с учениками, и именно здесь спросил их, за кого они Его почитают.

Здесь у скалы близ той самой пещеры, в которой видны остатки языческого храма, мы послужили молебен Спасителю и апостолу Петру с чтением Евангелия от Матфея. И во время чтения меня посетили одна мысль, которая поразила меня самого.

Господь проповедуя, часто прибегал к наглядным пособиям, окружавшим Его, он обращал взоры Своих слушателей окрест, приводил в качестве примера находившиеся в поле зрения предметы. Вспомним хотя бы: «Посмотрите на крины сельные». Вот когда Господь нарекает Симона камнем или точнее скалой, мог ли иметь ввиду Господь конкретную скалу? Помню, когда как-то читал это место и подумал, а какой собственно камень имеет ввиду Христос, какой величины? В русском языке слово «камень» не предполагает определнный размер. Это может быть и маленький камшек и большой валун, и высокая скала, и даже горы (можно вспомнить, что Уральские горы называли в старину «Камень»). И вот здесь Господь сказал своему ученику, что он камень. И вот у этой высокой скалы новое имя не могло быть воспринято вне ее воспрития. Показал ли на нее Господь, посмотрел ли в тот момент, когда произносил впервые это имя Петр (Скала), - в Евангелии не сказано, но очевидно, что здесь говоря о скале, невозможно проигнорировать присутствующую здесь скалу. В устах Спасителя образ камня был не абстракцией, а конкретной скалой. И для Петра его новое имя имело зрительный и осязательный образ. Но почему именно эта скала, которая была объектом языческого почитания? Но в этом тоже есть духовны символ и пророчество того, что Петр станет скалой проповеди в языческом мире, станет краеугольным камнем имперского Рима. Действительно, почему первое исповедание Иисуса Мессией прозвучало не в цитадели монотеизма Иерусалиме, а в языческой Кесарии Филипповой?

Исповедание Петра в этом эпицентре языческого культа приобретает особый смысл, оно становиться одновременно и первой его проповедью языческому миру: «Ты еси Христос, Сына Бога Живаго...» Господь уже здесь открывает тайну Своего пришествия не только к иудеям, но ко всем народам. Именно здесь закладывается фундамент Церкви Христовой. И именно здесь Христос изрекает великое обетование Своей Церкви о том, что «врата ада не одолеют ея».

Вратами ада для правоверных иудеев было как раз язычество. Образ врат ада рядом с жертвенником божества Пана имел также для апостолов конкретное значение. А вратами ада вполне могла представляться зияющее отверстие пещеры в скале с алтарем Пана. Вид это пещеры весьма точно напомнил изображение ада на древнерусских иконах. Читая о вратах ада перед этой пещерой мне стало даже не по себе: как конкретно, образно и в то время духовно и глубоко изъяснялся Христос! Этот образ и величественной твердой скалы и пугающих врат адской пещеры - запоминаются раз и навсегда.

Когда я ехал в Святую Землю, думал увидеть все, что угодно, только врата ада уж точно не предполагал увидеть...


Источник:   http://otets-gennadiy.livejournal.com/89757.html

Места:
Кейсария Филиппова (руины древнего города)
Кейсария


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии