В принципе, верно.
Отличие только в том, что тогда у римлян эта территория была завоевана и там была создана провинция Германия. Ошибкой римлян было то, что они туда на ответственную должность (вот, не помню точно, кем) поставили Вара, который своим неумелым управлением настроил против себя гарманцев, да так, что те сначала заманили его с 3-мя легионами в Тевтобургский лес, где и уничтожили, а потом вообще подняли восстание и прогнали римлян назад за Рейн.
Ну а почему Август был до такой степени огорчен потерей этих легионов, кто сможет сказать ?
Ведь, например, сейчас, если погибнут те же пусть 50 000 человек - тут без вопросов мобилизуют новых, дадут им форму и автоматы, неделю поучат и можно на фронт ...
Эх, проспал я вопрос про мою любимую Польшу...
Ладно, отыграюсь на римлянах.
Квинтилий Вар в принципе не был бестолковым человеком - иначе его бы просто не поставили командиром такого крупного воинского контингента - в Риме, пардон, не дураки сидели, а очень прагматичные люди, особенно во времена Октавиана, который очень умело подбирал людей. Вар очень хорошо зарекомендовал себя в Африке и Иудее, где он действовал весьма жёстко. Но те методы, которые способны воздействовать на богатых африканских купцов и не менее богатых евреев, которым было что терять и которым война обходилась слишком дорого (а кто же остался в лавке?), на дикие племена германцев оказывали совершенно противоположное воздействие. Стандартные приёмы - взятие заложников, тактика выжженной земли, уничтожение городов вело не к умиротворению населения, а лишь разжигало воинственный пыл племён. Смерть была им не страшна. По понятиям германцев того времени, смерть в бою считалась высшим счастьем (сродни викингам). Поэтому войной их было не испугать. Терять им было нечего, кроме земли, которую и так уже заняли римляне. По хорошему, те племена надо было бы сначала романизировать, приучить их к деньгам, роскоши, изнеженности, культуре - тогда они бы поняли, что восстав против Рима, они бы всё это потеряли. Но Рим начал действовать так, как если бы эти племена уже были ими. Другими словами, не учли германский менталитет.
Другой ошибкой было то, что они поверили германцам - своим союзникам, надеясь на общепринятую мировую практику. Зря. Обман не считался зазорным у варваров. В итоге Рим поплатился за свою доверчивость.
Битву в Тевтобургском лесу сложно назвать битвой. В едином открытом сражении Рим победил бы и с гораздо меньшими силами.
Проблема была в том, что армия была на марше. 30-тысячная армия была растянута на несколько километров. + сзади тащился обоз. + в лесу от римской конницы не было никакого толку. Германцы избрали тактику партизанской войны - ка-ак сконцентрируются где-нибудь в одном месте, нападут из-за леса на узкое место колонны, быстро поубивают кого смогут, и бегом обратно в лес. Собственно, это была бойня. Положение усугубилось предательством союзных германских войск, которые открыто перешли на сторону нападавших. Деморализованная армия попросту разбежалась. Раненный Вар, зная что его ждёт в плену, по римскому обычаю, покончил с собой. Выжило лишь около 5000 человек.
Теперь почему расстроился принцепс.
Гибель 3 легионов - это катастрофа. 2 Легиона - это очень мощная сила в любом месте. Мало какая армия любой страны того времени смогла бы победить просто два римских легиона. А тут Рим потерял 3 легиона, вспомогательные когорты, обоз, инженерные войска и конницу. Мало того, что велико было моральное унижение, ведь гибель этих легионов осталась неотомщённой. Римляне более не ходили за Рейн. Были утеряны Штандарты этих легионов. Важно то, что потери были невосполнимы. Легионы было не так-то легко набрать. Легионер был обязан отслужить 16 лет, не имел права жениться, должен был получать жалованье и в конце службы, если выживет награждался земельным наделом. Не каждый римский гражданин соглашался на такие условия. Дешевле было сидеть в Риме и требовать хлеба и зрелищ. Варваров в ту благословенную пору в армию ещё не брали. Легионы в мирное время в мирных провинциях чаще всего стояли недоукомплектованными. Германии Октавиан отводил весьма важную роль плацдарма для завоевания полабских племён, выхода к Померании с юга при поддержке флота из Альбиона и сокращения протяжённости границ путём выхода к Паннонии с Севера. При осуществлении этих планов Карпаты стали бы естественной границей Рима и надёжно обезопасили бы его от вторжений варваров на многие столетия. Вот почему гибель 3 полновесных легионов с кучей вспомогательных войск, которые вполне могли бы в течении 10-15 лет выполнить поставленную задачу, поставили крест на завоевательных планах Августа на Севере и вызвали его бурную реакцию, ставшую всемирно известной благодаря фразе, которую дословно приводит нам Светоний:
"Квинтилий Вар, верни мне мои легионы!"