Центры паломничеств
Паломничества

13 Июня 09Владимир Верготи, г. Таганрог

Шаломничество, или скитания по Святой земле (часть 4)

продолжение. предыдущая часть здесь

день шестой

Утро следующего дня приводит нас, наконец, к крепостным стенам древнего Иерусалима.

Утро следующего дня приводит нас, наконец, к крепостным стенам древнего Иерусалима. Через Львиные ворота (на их стенах четыре барельефа львов) входим в старый город

Через Львиные ворота (на их стенах четыре барельефа львов), входим в старый город. Мы идем к месту бывшей Претории, чтобы оттуда, по улице Скорби, с маленьким деревянным крестиком в руках, пройти Виа Долороза - Скорбный путь Христа до Голгофы. Отмечу, что путь этот не точен, так как сейчас центр крепости - это большой восточный рынок. Но все остановки и падения Христа - отмечены небольшими часовенками. Пройдя их все, нужно нырнуть под маленькую арку. Место распятия раньше находилось за городской оградой, это и есть проход через старую стену и здесь мы попадаем на площадь церкви Святой Гробницы.

Храм Гроба Господня. У входа — та самая колонна. В «Пределе ангела» — свечи, зажженные от Благодатного огня. Они стоят на осколке камня, которым был привален вход и на котором Ангел возвестил женам о Воскрешении. Рядом вход в гробницу

По внешнему виду храм Гроба Господня не производит грандиозного впечатления, так как он, расположенный в старой части города, зажат со всех сторон другими постройками. Однако степень переживания здесь всё-таки иная. На входе две арки, их подпирают тройные колонны - одна арка заложена, за ней начинается лестница на Голгофу, а вторая и есть вход из атриума (дворика) в храм. На средней колоне, слева, почерневшая расселина, сюда снизошел Благодатный огонь, когда на один из праздников Пасхи в прошлом веке «братья Армяне», подкупившие магометан, не пустили Православного Патриарха в Кувуклию, закрыв ворота. И сошел Благодатный Огонь, ударив в колонну вне Храма, туда, где стоял Православный Патриарх. Поэтому сейчас армянский епископ остается в так называемом «Пределе Ангела», и только Православный Патриарх спускается к Гробу Господню, и только ему Небом даруется Священный Огонь.

 Чтобы не было никаких недоразумений, ключи от храма с 1109 г. хранятся в одной арабско-мусульманской семье Иерусалима. Второй семье принадлежит право отпирать ворота. Эти права передаются от отца к сыну

Под одной крышей громадного храма расположены и сам Гроб Господень, и Голгофа - место распятия, и Камень Помазания - широкая мраморная плита на которую положили снятого с креста Иисуса. Она мироточит, по сей день. Сверху неугасимо горят восемь огромных лампад, символизирующих восемь христианских концессий.

Голгофа ...

Сам храм поделен между шестью концессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской (египетские христиане), эфиопской и сирийской, для каждой из которых выделен свой придел. Гроб Господень, по сути - небольшой храм внутри здания, именуется Кувуклием - что означает усыпальница, сокровищница. По-гречески он называется Анастасия (воскрешение). Перед гробом «Предел ангела» - здесь осколок камня, которым был привален вход, и на котором Ангел возвестил женам о Воскрешении. Дальше сам Гроб Господень - узкое помещение, тускло освещаемое лампадами. Две белых мраморных плиты, перед которыми все опускаются на колени.
Поток верующих из всех стран мира, которые стремятся сюда, конечно не иссякаем. Многие не сдерживают слёз. На входе стоит большая свеча, зажженная от Благодатного Огня. От неё то и дело зажигают или просто обжигают целые пучки свеч. Очередь из желающих припасть к мраморному надгробию двигается медленно и тихо. Только лишь греческий монах торопит: «Бистро! Бистро!».

За свою жизнь мне довелось видеть немало замечательных культовых памятников, созерцание которых потрясает воображение. Но ведь рождают они переживания скорее эстетические, чем духовные. В первую очередь думаешь о человеческом гении, способном сотворить такое архитектурное чудо. Здесь же... ловишь себя на мысли, что всё слишком осязаемо, рядом, близко. Здесь надо, как говорили древние, «единствовать и безмолвствовать», и вмещать, сколько сможет вместить душа.

Впервые Храм Гроба Господня был построен царицей Еленой, матерью римского императора Константина, в 335 году. Она же и организовала здесь первые раскопки. В заброшенной штольне, под слоем векового мусора, были найдены три разобранных креста. Чтобы выявить «Крест Христов», его прикладывали к больным и немощным, и именно таким образом он был обретен. Сейчас в этой штольне святое место Обретения Животворящего креста. Здесь под Голгофой хранится маленький крест изготовленный из его фрагментов.

Через крученые улочки мы попадаем в русское подворье. Храм во имя Св. Благ. Кн. Александра Невского.

 Храм во имя Св. Благ. Кн. Александра Невского. Камень с Голгофы и Судные Врата (в арке виден флаг Императорского Православного Палестинского общества)

Здесь ещё летом 1883 года велись раскопки и их результатом стало открытие Порога Судных Врат, тех самых, через которые Христос шел на Голгофу, - открытие, обессмертившее Православное Палестинское Общество в истории русской и мировой библейской археологии. В ходе раскопок открылась часть городской стены с «игольным ушком» - специальным узким отверстием в стене, через которое мог протиснуться лишь один запоздалый путник или пастух. Именно о нем говорит Иисус, что проще верблюду пролезть через игольное ушко, нежели богатому расстаться со своим богатством. Судные Врата известны тем, что если кто-то из горожан вступался за приговоренного к казни человека на пути до этого места, преступника освобождали. Но, тогда никто не вступился за осужденного...

Академик живописи Илья Репин, побывавший на Александровском подворье в начале прошлого века, пишет «Страдания Христа». Подлинник висит здесь же и освящен как икона. Мироточит и исцеляет. Здесь же была приготовлена комната, где собирались, но так и не встретили царскую семью.
В момент смерти Иисуса Голгофа раскололась от землетрясения, и здесь стоит отвалившийся от неё камень. Не буду вдаваться в подробности, но нам позволили отбить от него осколок. Нужно сказать, что камень оказался чрезвычайно тверд. Били долго. Отбили всего несколько маленьких кусочков. Думаю, мало кто может похвастаться тем, что у него в реликвиях есть такая святыня, как камень от Голгофы.

Уходя мы положили свою, воистину скромную лепту, в ящик для пожертвований рядом с белым полотнищем, на котором красовалась эмблема Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме, с цитатным девизом из библии: - «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь».

Далее Сионская горница - место тайной вечери. Это дом Иоанна Богослова. Из-за огромного числа перестроек она больше похожа на мечеть. Порхают и курлычут голуби. На месте алтаря стоит кованая яблоня. Недалеко лежит кошка с котятами, которую, то и дело, снимают умиленные туристы. Кстати таких худых и страшных кошек, как в Израиле, нет нигде.

Теперь мы объезжаем Иерусалим с другой стороны и поднимаемся на территорию русского Горненского женского монастыря. Место встречи двух Матерей: Иоанна Предтечи и Спасителя, встречи Елисаветы и Девы Марии.

Случилось так, что нас приняла и благословила сама Игуменья Георгия, старая, но живая женщина, бывшая блокадница. На угловой тумбочке фотографии игуменьи с Лужковым, Алексием II, Путиным... После угощения и на прощанье настоятельница даровала каждому частицу Маврийского дуба.

 Вид на Иерусалим с веранды русского Горненского женского монастыря. Матушка Игуменья Георгия и отец Алексей из Таганрога

Монахини в основном все из бывшего СССР. Только из Белоруссии в этой обители их восемь. Некоторые из них несут там послушание уже около 20 лет. На центральном дворе церковь, за ней бюсты первых начальников Русской миссии, изваянные московским маэстро Церетели.

 Там же в монастыре, в старой церковной книге, нашел ветхую закладку

Возвращаемся на Масленичную гору к русскому храму Марии Магдалины. Закат. Вид на Вечный город. За храмом русское кладбище. На одной из плит читаю: «Здесь покоится последний Флигель Адъютант Царя Мученика Николая II».

 Купала русского храма Марии Магдалины на Масленичной горе. За ним находится старое русское кладбище

Спускаемся к Гефсиманскому саду, где растут вековые оливы. Спрашиваю гида: - «А что это за столб?» Отвечает: - «Здесь Иуда поцеловал Христа».

 Витражи — один из обязательных элементов греческой церкви, далее — обязательный элемент католической церкви

Полночь. Мы на службе у Гроба Господня. Всё на греческом языке. Только когда запевают «Отче наш» - ясно, что процентов 90 молящихся в храме - русские. Ночь придает этому месту некую мистическую привлекательность. Горят только свечи, стоящие в песке, да лампады. Я обошёл, казалось, все пределы и уголки храма. В четвертом часу утра вышли за ворота старого города. На такси по ночному Иерусалиму в гостиницу. Спать.

окончание здесь

Организатор: Паломнический отдел Центра семьи и молодежи г. Таганрога

Места:
Храм Гроба Господня в г. Иерусалим
Русское Александровское подворье в г. Иерусалим
Сионская горница в г. Иерусалим
Горненский монастырь в г. Иерусалим
Церковь Святой Марии Магдалины (Гефсиманский сад)


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии