11 Июня 09Владимир Верготи, г. Таганрог
Шаломничество, или скитания по Святой земле (часть 3)
продолжение. предыдущая часть здесь
день пятый
Утро нового дня началось с перемены вывесок на нашем отеле с «Hanagid Hotel» на «Montefiore Hotel». Смена хозяев, кстати сказать, ни как не повлияла на качество облуживания и радушие служащих. Так вышло, что все номера, в которых я останавливался, были двухместными. И я ни как не мог взять в толк - зачем менять белье и перезаправлять вторую кровать, на которой я не сплю.
Итак, цель нашего дня Вифлеем (Дом Хлеба). Чтоб попасть в Вифлеем мы должны переехать границу между евреями и арабами. Меняем даже машины, чтобы за рулем был араб. Миновав серьезные заграждения, подъезжаем к воротам в восьмиметровой бетонной стене. Здесь на малой скорости мы вынуждены буквально протискиваться между охраной и толпой арабов, пытающейся прорваться на молитву, и двумя высокими уродливо-бетонными стенами, которые защищают евреев от палестинских снайперов. Но, вот уже за окном мелькают арабские кварталы и деревушки. Пустынно. Убого. Мусорно.
Гид Зоя, которая раньше просто боялась переезжать эту границу, говорит, что мусор - это менталитет любого араба, дома у него чисто, а что за порогом, то уже не его дело. А то, что нет зелени и цветов, так как это всё связанно с водой и уходом, и если от этого нет пользы, и это нельзя есть, то это и не выращивается. Едем по крутому серпантину и упираемся в две громадные башни и стену с маленькой синей калиткой. Это - лавра «Саввы Освященного» в Иудейской пустыне.
Женщин не пускают. Монах, встречающий нас, бьет в железку - в монастыре гости. Осмотрев все достопримечательности, нас угощают греческой водкой и водой из источника. Только такой коктейль позволяет монахам, выходя из холодных пещер на солнце и обратно - не болеть.
Кругом керосиновые лампы - света нет. После коктейля, подойдя к краю веранды, даже отшатнулся. Внизу пропасть упирается в ревущую и пенящуюся реку на дне ущелья. И ты понимаешь, что кельи и веранда, на которой ты стоишь, - всего лишь прилеплены, как ласточкины гнезда, к практически отвесной стене.
По дороге из лавры навстречу - множество арабов, идущих с молитвы, дети на каждом повороте клянчат подачки и бьют кулаками по машине, если та не останавливается.
Ну, вот мы и в Вифлееме, перед входом в Церковь Рождества. Дверь, высотой всего лишь 1,2 метра, называется «дверью покорности» или «врата смирения».
Каждый, входящий сюда, вынужден наклониться. На самом деле, большой проём был заложен давно, в средние века, для того, чтобы турецкие воины, покорившие Палестину, не могли осквернить храм, въезжая в базилику на лошадях. Из узкого прохода попадаешь в большой колонный зал, покоряющий монументальностью и величием. Солнце с верхних окон пробивается лучами через четыре рядя колонн из красного и почерневшего известняка. Между оконных проёмов остатки мозаики как кадры мультика - шаг за шагом ангел несёт весть о Рождестве. Главный алтарь накрывает собой священную пещеру. Один вход справа, другой слева. Перед спуском в пещеру Рождества, около входа с права, большая икона Богоматери, изготовленная из расшитого золотом парчового платья российской императрицы Екатерины её подарок собору. Спускаемся вниз, под алтарь, по сходящим полукругом ступеням. Черный прокопченный скат потолка - свидетельство многочисленных пожаров. На стенах специальная плотная и негорючая ткань хранящая стены от нового огня. Вот и Большая серебряная 14-конечная звезда (по числу колен Израилиевых, предсказанных до рождения Мессии). Надпись на латыни гласит: «Здесь родился Христос от Девы Марии». Над звездой - 15 серебряных лампад от каждой христианской общины. Сбоку от Грота находятся два небольших алтаря. Один - ясли, куда был положен Младенец. Напротив - алтарь Волхвов. Здесь мы были свидетелями, как католическую службу сменяла служба Армянской апостольской церкви, а на верху готовились к службе Греки. Всё шли и шли притихшими стайками паломники, прикладываясь к звезде и освящая ею свои вещи, свечи, крестики и свои надежды.
Не хочется эмоционировать, да и вряд ли это можно передать словами, знаю одно - теперь я совершенно по-особому буду воспринимать значения слов: Илион и Иордан, Назарет и Фавор, Иерусалим и Вифлеем.
На обратном пути по дороге нас завезли в небольшой ресторанчик «Abu Shanab» (Два усача). Его хозяева и правда два красавца брата с чапаевскими усами, закрученными вверх. Готовят при тебе - это целое шоу. Даже дают сертификат о посещении заведения. Многие знаменитые люди бывали в этом ресторанчике. На столе немецкий фотоальбом с благодарственными словами и автографами авторов, это - живописные и удивительные виды Европы, в основном Германии, с высоты птичьего полета. Только на последней фотографии едва заметная тень от воздушного шара.
Выезжая снова через бетонную стену, поразили два рисунка. На первом - изображена большая пробоина в стене и за ней пальмы и плещущееся море, а на втором - араб, скрывающий за косынкой лицо, с размаху, как гранату кидает в еврейскую сторону большой букет цветов.
Полные впечатлений, уставшие, стоим в гостиничном лифте и ждём. Лифт категорически не слушается. Портье долго что-то объясняет - то на английском, то на иврите. Пока не узнаю знакомое слово «шаббат»! Это значит, что сегодня канун субботы и всё, что работает - отдыхает. Позднее я нашел слова Торы, где она открыто говорит "И будете вы хранить субботу, потому что она для вас - святыня; осквернитель её будет предан смерти, ибо душа каждого, кто в субботу работает, будет отторгнута от народа своего." И еще в Торе написано, что нарушителя Шаббата следует забить камнями до смерти. Поэтому можно представить реакцию на деяния Христа в шаббат и его слова о том, что не человек для субботы, а суббота для человека. Так вот, оказывается, шаббат начинается уже в пятницу, вечером, с наступлением темноты. В наш шаббат нужно было читать какие-то фрагменты из Торы, пить сладкое вино - типа Кагор, и есть, есть, есть... Кстати, люди на полном серьезе в это время обсуждают, например, вопрос - нужно ли воздерживаться от принятия таблеток в шаббат, или, можно в шаббат пользоваться механическим будильником?
На этажи поднимались своим ходом.
продолжение здесь
Организатор: Паломнический отдел Центра семьи и молодежи г. Таганрога
Места:
Лавра Саввы Освященного
Базилика Рождества Христова в г. Вифлеем
Пещера Рождества
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии