Центры паломничеств
Паломничества

24 Мая 12Евгения Рогова

Рождество в Москве (часть 4)

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Сочельник

Проснулась в 5 ч. утра, а часов в 7 мы уже вышли из гостиницы. С. сказал с вечера, что мы поедем своим ходом в Новодевичий монастырь и там уже останемся на службе до конца. Тем не менее, сначала мы зашли в храм Иоанна-Воина, что на Якиманке, благо он от нас был минутах в 7-10 ходьбы. Наверное, никто не пожалел, что попал в этот дивный храм. Красив он и снаружи, а уж какие дивные иконы! Он не закрывался никогда, поэтому все сохранилось, как было еще до революции. Намоленный, и в то же время очень живой: много молодых прихожан (это я забегаю вперед), а по многочисленным объявлениям, вывешенным в притворе, чувствовалось, что и здесь приходская жизнь бурлит! Слава Богу, что этот храм с 7 часов был открыт, поэтому мы смогли с ним познакомиться, мало того, у многих появилась мысль сюда вернуться. В это время было совсем еще темно на улице, и у меня не получилось сфотографировать храм. Точно так же не удалось мне ни разу сфотографировать храм Марона-пустынника. Ведь мы оказывались возле него в основном в то время, когда было темно на улице.

Ну, а потом мы пошли на метро. Ближайшая станция - «Октябрьская». Путь наш теперь был - в Новодевичий монастырь.

Сразу скажу, что у меня искушения продолжались. Когда мы приехали в Москву, у меня пропала телефонная связь и, несмотря на то, что я всячески пыталась ее восстановить, ничего не получалось. Появилась же связь к вечеру третьего дня нашего пребывания в Москве. А утром в сочельник я обнаружила, что осталась без перчаток. Не могла понять, где и когда их выронила. Но, благо, на улице тепло, а мы то и дело то в автобусе, то в храме - руки не успевали замерзнуть.

В монастырь приехали, было еще темно. Но вот когда мы уже были на его территории, я поняла, что у меня нет мешочка, в который я положила берет, пока мы ехали в метро. А берет был новый и очень для меня удачный - неколючий, мягкий и теплый, и вообще пришелся мне по душе! Я оставила всех и вернулась ко входу. Надо сказать, что теперь в московские монастыри войти - как пройти на посадку в самолет: все идут через металлоискатели, а сумки кладут на специальный стол для просвечивания. Вот я и подумала, что сумку-то я взяла после проверки, а берет в мешочке, наверное, остался там. Но охранники мне сказали, что ничего никто не оставлял, а уж за ворота идти в поисках берета - было чересчур! Я вернулась к группе. С. все еще держал народ на территории обители, рассказывая об ее истории и первой игумении монастыря.

Главным храмом Новодевичьего монастыря является собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, но в нем службы совершаются всего несколько раз в год. А обычно служат в Успенском храме, куда мы вскоре и прошли. У входа стояли иподиаконы - кого-то ждали. Понятно, не нас. Встречают таким образом священноначалие. А поскольку здесь резиденция владыки Ювеналия, я предположила, что именно его и ждут, а значит и служба будет архиерейская, красивая. Да и сам владыка Ювеналий - личность весьма значительная и выдающаяся в нашей РПЦ Московского Патриархата. На душе сразу стало радостнее, мысли о берете улетучились. Мы пошли сразу записки подавать и свечи покупать в притворе, т.к. пока поджидали архиерея, неудобно было пройти в сам храм - в дверях, ведущих туда из притвора, стояли священники и игумения. Но я смогла увидеть, что народу в храме не так уж и много, и у меня появилась надежда, что удастся попасть на исповедь и потом причаститься. Стоявшему рядом С. я задала вопрос: «Мы до конца будем здесь на службе?» Получив утвердительный ответ, я совсем воспряла, а тут еще и вошли владыки. Кроме митрополита Ювеналия прибыл и еще один архиерей. Я потом уже узнала, что это был архиепископ Можайский Григорий. Когда вся процессия торжественно проследовала в храм, мы двинулись следом, только я сразу направилась в то место, где собрались исповедники. Достала молитвослов и начала читать молитвы, которые не успела прочесть накануне. А внутри уже наряду с волнением перед исповедью все ликовало: я буду причащаться в свои именины!

Слава Богу, так все и получилось. Служба (а в сочельник она долгая, даже и не архиерейская), прошла на одном дыхании! Причащали оба владыки, конечно, к Ювеналию очередь стояла побольше. Я тоже хотела пойти к нему, но когда передо мной оставалось 3-4 человека, у владыки Григория никого не осталось. Было бы совсем некрасиво не подойти к нему. Ведь причащает нас Бог. И в обеих Чашах - Тело и Кровь Иисуса Христа!

Итак, все получилось славно, а я, по своему маловерию, сомневалась!

Потом мы заехали в храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Замечательный, очень нарядный, в таком пряничном стиле, просто как игрушка, со старинными иконами, намоленный, потому что он никогда не закрывался, - вот такой храм Николы в Хамовниках! Здешней святыней считается чудотворная икона Божией Матери «Споручницагрешных», копия той, что находится в Николо-Одринском монастыре на Орловщине. В 2006 году Господь сподобил меня побывать в том монастыре и поклониться чудотворному образу. Из Хамовников мы отправились в свою гостиницу на обед.

Несмотря на то, что в Сочельник не полагается вкушать пищу до первой звезды, т.е. до вечера, а если и едят, то лишь сочиво (блюдо из пшеницы, меда и изюма), нас накормили, потому что мы паломникам и путешествующим это разрешается. Конечно, обед был постным, но и ужин нам пообещали. А вот наш руководитель не стал обедать, забегая вперед, скажу, что он и ужинать не будет.За обедом мы узнали, что четверо из нашей группы были на службе в храме ХристаСпасителя, где, оказывается, служил патриарх Кирилл. То есть у них впечатления были не менее сильные, чем наши.

После же обеда мы поехали сначала в Елоховский Богоявленский кафедральный собор. Стыдно сказать, но я в нем оказалась впервые. Долгое время я даже не подозревала, что он находится не так далеко от Комсомольской площади, где сосредоточены 3 вокзала. Не было раньше карты Москвы с обозначением на ней храмов, а спросить то ли не у кого было, то ли стеснялась. Даже когда дважды приезжала одна в Москву как раз с целью поклониться московским святыням, почему-то этот храм оказался вне поля моего зрения.

И вот, наконец, я попала в этот удивительнейший собор! Я его могу сравнить разве что с нашим Никольским. Даже внешне они похожи, и даже окрашены оба собора похожим цветом. И тот и другой долгие годы являлись кафедральными (один - в Москве, правда, служил в нем патриарх; другой - в Ленинграде-Петербурге). Не закрывались никогда, поэтому намоленные. Видели слезы, скорбь верующих людей. Слышали проникновенные молитвы, возносившиеся человеческими устами ко Господу, Божией Матери и ко всем святым. Но и радость видели! Каждый год на Пасху, несмотря ни на что, ни на какие богоборческие режимы, здесь собирались десятки тысяч православных христиан, чтобы «единым сердцем и едиными устами» радостно возгласить: «Христос воскресе!» Да и другие поводы для радости и благодарения у верующих всегда есть.

Сама атмосфера Елоховского собора была уже пропитана встречей праздника Рождества Христова. Пахло елками, которые были установлены возле солеи во всех приделах, и свечами. Служба еще не начиналась, но народу было много. А в трех местах стояли очереди: к иконе Казанской Божией Матери (ведь эта та самая икона, с которой Минин и Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву и спасли ее!), к мощам святителя Алексия, митрополита Московского, и самая большая очередь - к чудотворной иконе Николая Чудотворца. Наша группа разделилась на 3 части, чтобы стоять в трех местах и побыстрее суметь приложиться к дивным святыням. А еще здесь, в Богоявленском соборе, похоронен (согласно его завещанию) святейший патриарх Алексий II. Конечно, мы помолились у его гробницы - отдали дань памяти и уважения этому святителю. А потом мы поехали в Измайлово. Сначала зашли в храм Рождества Христова, где уже готовились к праздничной всенощной. Ведь в этом храме наступающее Рождество Христово является еще и престольным праздником.И этот храм не закрывался годы безбожной власти, но более интересен он для нас, православных, тем, что здесь когда-то (в 40-х годах ХХ века) служил любимый и почитаемый всем народом Божиим приснопамятный о. Иоанн (Крестьянкин).

А потом мы побывали в Измайловском парке, где непосредственно ко дворцу примыкает огромный Покровский собор. Этот храм вернули Церкви не так давно, но, тем не менее, уже почти все отремонтировано и отреставрировано. Старинных икон, правда, практически нет, но зато по всему чувствуется, что здесь дружный и живой приход. В храме уже собирался народ ко Всенощной. В парке же стоит памятник Петру Первому. Мы настолько привыкли считать Петра своим, что поначалу даже удивились, почему он в Москве стоит тоже. Но это, конечно, минутное затмение, наверное, от обилия впечатлений и информации.

Еще мы заехали в Донской монастырь, буквально на минуту, в надежде, что успеем приложиться к Донской иконе Божией Матери и мощам патриарха Тихона. Но здесь уже началось вечернее богослужение, во время которого в этом монастыре не полагается прикладываться к святыням - нет даже доступа к ним. Я же еще раз возблагодарила Бога, что в 2005 г. вот так же зайдя в этот монастырь, чтобы приложиться к здешним святыням, успела это сделать, а сразу после меня опустили крышку раки с мощами святителя Тихона и перекрыли доступ на солею, где она находится.

И поехали мы в гостиницу, где нас накормили ужином, ну а потом каждый решал для себя сам, что будет делать дальше, куда и когда намеревается пойти.

Продолжение здесь.

Источник:   http://palomnik.com.ru/page320/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Храм Иоанна Воина на Якиманке в г. Москва
Новодевичий монастырь в г. Москва
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках в г. Москва
Храм Христа Спасителя
Богоявленский собор в Елохове
Донской монастырь в г. Москва


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии