24 Мая 10Илария
Паломничество по святым местам (Новгород - Тверь - Сергиев Посад- Воронеж- Задонск - Cерпухов-Новгород) с 16 июля по 22 июля 2005 года, часть 2
Продолжение. Предыдущая часть здесь.
17 июля.
Подъем в 8 часов. Умываться и купаться ходили на рядом протекающую речку, приток Волги. Красивое место. Местные жители уже ловили рыбку, увлеченные ловлей и «погруженные в себя», на нас не обращали внимания.
На литургии некоторые причащались. Произошел спор: по плану мы должны были ехать в Тверь на крестный ход в честь всех тверских святых, но...большинству монастырь так полюбился, что никого «с места сдвинуть» нельзя было. Батюшка Сергий принял ответственное решение остаться в монастыре до конца и это, как показали дальнейшие события, было очень правильно!
Хорошо было в храме! Тихо шла служба...иконы старинные плотно прижавшись друг к другу рассредоточились по кругу, притягивают взор, призывая к молитве. Очень понравилась игумения Евпраксия, средних лет высокая женщина, с профилем, напоминающим вел. Кн. Елизавету. Мы подарили ей Пюхтицкую икону Божией Матери с частичкой дуба, на котором была обретена икона. Она поблагодарила, помолилась за нас и с достоинством пошла дальше.
В 12 часов обед, с любовью приготовленный сестрами и девочками из приюта на такую большую группу паломников. Они с таким удовольствием нас обслуживали, с каким мы насыщались простой деревенской пищей! Спаси их, Господи!
Пока мы бегали после обеда по территории монастыря, то к колодцу за водой, то на груду бревен, чтобы сфотографироваться на память на фоне белокаменного храма, то за вещами, - отец Сергий занимался делом. Он договорился, что с нами в Савватиеву пустынь поедут игумения с сестрами и священник. Сколько радости! Игумения поехала на машине, а с нами священник и сестры. Жаль, что певчие собора отказались для них спеть...ехали молча.
В 13.30 приехали в Сретенскую Савватиеву пустынь. Новенький храм сиял белизной и золотом. В храме нас ждал священник, который рассказал:
«Церковь освящена во имя иконы Божией Матери «Знамение». Восстановленному храму 615 лет. Старец Савватий по преданию пришел на это место из Иерусалима и принес с собой частицу гроба Господня. Преподобный появился в 1390 году, он пришел в скит митрополита Иоанна, а затем его сподвижником был митрополит Киприан - один из основных лиц движения исихастов (Григорий Палама). Митрп. Киприан был учеником Григория Синаита. Исихасты удалялись в пустыню. Поэтому первоначально на этом месте был скит, который появился раньше скита прп. Нила Сорского на 100 лет. Исихасты путем молитвенного делания достигали созерцания Божественного света. На иконе прп. Савватия это показано. Он жил в пещере, ходил босиком, строил келлии для братии, таким образом нес подвиг. Позже возник монастырь. К XVI в. здесь было три каменные церкви: Неопалимая Купина - первая церковь, Никольская и собор Сретения Господня построены в 1530-40 гг. Досифей Топорков написал Деисуса для этого собора. Со временем постройки обветшали и в XVII веке старец Иона Грязнов восстановил храмы. В 1934 г. большевики все взорвали. Старец Иона похоронен на территории монастыря. На месте собора стоит Крест.»
Выслушав внимательно молодого настоятеля храма, мы наскоро подали записочки, приложились к иконам и заспешили на источник, расположенный метрах в двухстах от монастыря. Шли лесной дорогой, вдыхая ароматный сосновый воздух. Неожиданно вышли на полянку с горкой, прудиком, колодцем и деревянным домиком-купальней, ну...просто сказочная картина! Народ разбежался кто куда. Одни стали доставать по очереди ведра с водой из колодца и обливать друг друга в купальне, другие посчитали, что вода из прудика, в который бьёт родник, более благодатная и таскали ее для обливания в домик, претерпевая неудобства крутого берега; некоторые решили ограничиться хождением босиком по краешку пруда; большая же часть наших паломников присоединилась на горке к монахиням во главе с игуменией Евпраксией и священниками - на молебен. Да... 30 минут пролетели, как одна минута и вот уже раздался призывный клич о.Сергия идти к автобусу. Как не хотелось уходить... Мы распрощались с насельницами Оршанского монастыря и в 14.30 поехали в Тверь. С нами в качестве провожатой осталась одна из послушниц и мы быстро с ее помощью объехали все соборы, в которых почивают тверские святые.
15.00 часов мы вошли в Вознесенский собор, чтобы поклониться мощам свщмч. Фаддея, род. 12.11.1872 г. Архиепископ Фаддей вел нестяжательную жизнь, преподавал в семинариях. Дважды подвергался арестам. 31 дек. 1937 г. он был приговорен к расстрелу, но по некоторым данным был утоплен в нечистотах. 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика.
15.15 Отъезд в Воскресенский собор, где стоит рака с мощами преподобо-исповедника Сергия Серебрянского (1871- 1948). Из воспоминаний Натальи Николаевны Соколовой: «В семье его родителей было много детей, отец был священником. Дети обращались к родителям на «вы». Когда ребенку исполнялось 4 года, отец подводил его к матери и торжественно объявлял, что с этого дня дитя может исполнять все посты...К родителям в семье Серебрянских дети относились с необычайным для нашего времени почтением: «Отец, когда приходил домой усталый, а мы стаскивали с него сапоги. Однажды сестрица стаскивала сапог, а отец как-то нетерпеливо пихнул ее ногой. Я заступился за сестру. Ну и попало же мне за то, что я осмелился сделать замечание отцу!» - рассказывал батюшка. ..Супругу свою батюшка любил глубокой Христовой любовью. Я видела, с какой нежностью он в течение дня не раз наклонялся над постелью больной, предлагая ей свои услуги, спрашивая ее, не хочет ли она чего, и стараясь по выражению лица больной отгадать ее волю, так как она была без движения и не могла говорить, хотя все сознавала. «Олюшка моя, спутница моя дорогая, -говорил он, сколько она со мной выстрадала! Ведь она вниз по течению Иртыша плыла ко мне в ссылку на открытых плотах. Вы не можете себе представить, как это в продолжение недель плыть без крова над головой, под ветром, дождем, солнцем, без удобств, а уж о пропитании и говорить нечего. И все-таки навестила меня, не оставила одного в далекой Сибири! Какая это мне была поддержка!»
Про молодые годы отец Митрофан говорил мне: «Детей нам Бог не давал. Тогда мы решили хранить целомудрие. Но какую же муку мы взяли на себя!...»...Он рассказывал плавно, интересно, увлекательно...Перед нами проносились картины 1905 года, когда батюшка молодым полковым священником находился среди солдат на фронте Дальнего Востока. Вот он причащает раненых, вот исповедует умирающих солдат, вот отпевает, служит молебны перед боем. Все события этого времени он описал в записках полкового священника, изданных в 1906 году. Эта книжка попала в руки сестры Царицы - Великой Княгини Елизаветы. Она захотела познакомиться лично с ее автором и вызвала его в Москву, когда война была уже окончена и о. Митрофан снова служил в Орле...В эти годы Великая Княгиня задумала создать в Москве монастырь. Были составлены проекты устава монастыря, в числе других прислал свой проект и о. Митрофан Серебрянский». Великая Княгиня Елизавета искала духовника для обители, который должен был иметь матушку, но жить с ней, как с сестрой и остановила свой выбор на о. Митрофане, который первоначально отказался от предложения, так как любил свою орловскую паству. Но сразу же у него отказала рука. Он понял, что принял неправильное решение. Пообещал Богу уехать в Москву, лишь бы рука восстановилась. Рука исцелилась, но он снова медлил. И снова рука отнимается... Так и стал он духовником Марфо-Мариинской обители. Отец Сергий скончался 5 апреля 1948 г. в селе Владычня Тверской области. «Через два года скончалась матушка о. Митрофана; гроб с ее телом положили в ту же могилу, где покоился отец Митрофан. При захоронении нечаянно была сдвинута крышка гроба отца Митрофана. Тело его оказалось нетленным. 19 сентября 1999 года в г. Вышнем Волочке Тверской епархии состоялась канонизация новых мучеников и исповедников Российских. В числе новопрославленных святых - преподобный Сергий Исповедник».
Слева на стене собора под стеклом хранится покров свщмч. Арсения Тверского. Из жития его известно, что монастырь, в котором он находился, был разорен. Один из разбойников постелил покров на лошадь. Тут же лошадь пала. Свт. Арсений выходец из Киево-Печерской лавры. Он благословил прп. Савватия основать скит.
15.30 - храм Белая Троица, мощи прп. Макария Калязинского (1400 -17.03.1483). Все свои земли отдал монастырю и стал впоследствии игуменом. Вел строгую жизнь. Его тело обрели нетленным в 1521 году, сохранились даже его седые волосы. В 1547 году был причислен к лику святых.
16.10 - 16.40 - Екатериниский монастырь. Здесь сопровождающая нас послушница оставила нас. В храме много замечательных, старинных икон, чудотворные «Тихвинская» и «Не рыдай мене Мати». Успели подать записочки.
Полчаса отвели на продуктовый супермаркет, и в 17.30 выехали на Переславль Залесский. В 21.30 мы прибыли в Переславльский Никитский монастырь. Для нас открыли книжную лавку и две матушки терпеливо обслуживали больше часа, пока все не подали требы, не пересмотрели и не выбрали для себя нужные книги. А книг - сотни. Поочередно ходили на поклонение мощам прп. Никиты Столпника, прикладывались к его массивным веригам. Татьяна Львова, с которой мы делили тяготы и радости паломничества, плакала и молилась у мощей особенно долго, потому что это покровитель ее старшего сына Никиты. Далее мы пошли в часовенку прп. Никиты. Там, разуваясь, по одному, поднимались по ступенькам, чтобы поклониться образу святого. В ожидании своей очереди, стоя полукругом перед иконой, все пели тропари с зажженными свечами, некоторые обходили возвышение с иконой (как бы часовенку в часовенке) по кругу малым крестным ходом. Послушник повел желающих на само место, где был столп. Мы спустились в землянку, поставили свечи, помолились и отправились догонять основную группу, ушедшую на трапезу. Нас радушно накормили и отправили в гостиницу, находящуюся от монастыря в 2-3 км. Дорога шла вдоль берега Плещеева озера, раскинувшего свои спокойные воды далеко за горизонт. На противоположной стороне едва различимы силуэты домов и церквей.
Гостиница, вероятно, когда-то была деревенской школой. Всем хватило места на мягких кроватях. Отец Сергий в отдельной комнате исповедовал тех, кто намеревался на следующий день причаститься. Мы с Татьяной вышли на улицу подышать свежим воздухом перед сном. Наши паломники тоже не сидели на месте: суетились, устраиваясь на ночлег, то и дело выбегая на улицу, восхищаясь дровяным запахом, исходящим от уложенных на веранде дров к зиме, стрекотом кузнечиков, теплым тихим вечером...Наконец, в 23.30 всё стихло: сон остановил все людские волнения, вливая в уставшие тела новую силу и бодрость для следующего дня.
Продолжение здесь.
Источник: http://koroljok.ucoz.ru
Места:
Саввватьева пустынь
Воскресенский собор в г. Тверь
Вознесенский собор в г. Тверь
Собор Белая Троица в г. Тверь
Свято-Екатерининский монастырь в г. Тверь
Никитский монастырь в г. Переславль-Залесский
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии