Стефанов на озере Комельском Николаевский монастырь
Много на Святой Руси монастырей. И много Святых прославилось здесь своими подвигами. Некоторые монастыри и спустя века продолжают оставаться центрами духовной жизни, а некоторые не смогли пережить безбожный двадцатый век. И память о них уже почти стёрлась. Вот я и предлагаю Вам побывать в одном из таких мест. Совсем недалеко, всего в двадцати километрах от Грязовца, находился когда-то Николаевский монастырь, основанный Стефаном Комельским ещё в 1520 году. Находится монастырь в мирном уединённом месте на восточном берегу Николаевского озера при самом истоке реки Комелы. Именно это место и выбрал для будущей обители Святой Преподобный Стефан.
Преподобный Стефан родился во второй половине XV века где-то на Вологодчине в знатной семье. Его отец служил при княжеском дворе и дал своему сыну прекрасное образование, надеясь, что и сын продолжит его службу. Но придворная жизнь была не по душе юному избраннику Божию. И он ушёл в славившейся тогда своими постническими и духовными подвигами Дионисиево-Глушицкий монастырь. Там он и принял иноческий постриг с именем Стефан. По прошествии нескольких лет по благословению настоятеля для усовершенствования своего в духовной жизни он отправился странствовать по северным пустыням и монастырям. Много мест обошёл преподобный Стефан, пока не вышел сюда, на пустынные, необитаемые, окружённые со всех сторон лесами и болотами, берега Комельского озера. И он решил остаться тут навсегда. . Поставив себе келлию на восточном берегу озера при истоке реки Комелы и соорудив небольшую часовню для двух икон, принесенных им из Тихвинского монастыря — Божией Матери и Николая Чудотворца, он стал подвизаться в посте и молитве, незнаемый людьми и ведомый только Единому Богу. Но такой великий угодник Божий не мог долго оставаться безвестности. Вскоре его место обитания случайно обнаружили местные охотники. И потянулись к нему люди, кто за советом, кто за помощью.
Однажды, во время молитвы, преподобному Стефану явилась Пресвятая Богородица и Святитель Николай. Богородица повелела построить ему храм Святителя Николая, основать здесь монастырь и самому стать его настоятелем. Ещё три года он прожил один. А потом к нему стали стекаться монахи, ревнители пустынной жизни. Так и возникла монашеская община. Но надо было строить храм. Преподобный Стефан отправился в Москву просить на это благословение митрополита. К тому времени слава о его высокой духовной жизни дошла и до Москвы. Он был с большим вниманием принят и митрополитом Даниилом и самим Великим Князем Московским Василием Иоанновичем. Тогда же его рукоположили в священники и назначили игуменом новой обители. Получив, все необходимые документы, жалованную грамоту от князя на землю, всю необходимую церковную утварь, он оправился в обратный путь. В 1534 году к великой радости пустынников церковь была освящена во имя святителя Николая и, хотя в малом виде, по числу немноголюдной братии, устроено было все необходимое для общежития.
После освящения церкви прп. Стефан еще восемь лет подвизался в устроении своей юной обители, подавая собою во всем пример братии, умножавшейся с каждым годом. Как отец чадолюбивый, блаженный старец, кроткий и милостивый ко всем, был строг только к самому себе, изнуряя плоть свою непрестанными трудами, постом и бдением. Несмотря на преклонные лета, он казался в своей пустынной обители более послушником, нежели игуменом, всегда первый являлся на монастырские труды, старался служить каждому, всех успокоить и утешить. За то и братия любили его как отца, смотрели на него как на Ангела Божия и старались во всем подражать ему. Достигши глубокой старости, преподобный за неделю до преставления почувствовал изнеможение сил своих и предузнал приближение кончины. Накануне ее он оделся с помощью своих учеников в погребальные ризы, которые давно приготовил для себя, затем, приведенный ими церковь, приобщился Святых Таин от руки литургисавшего иеромонаха. Потом возвратился на одр свой и тихо скончался 12 июня 1542 года.
"Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную", — учит апостол (Гал. 6,
. Жизнь духовная, сильно развившаяся в душе, не боится смерти — она дает о себе знать делами чудными и за гробом. Вологодский купец Гавриил, знавший прп. Стефана при его жизни и благотворивший обители его, плыл водой по торговым делам своим. Поднялась страшная буря, и волны грозили поглотить лодку. Гавриил стал призывать в помощь угодников Божиих и между ними блаженного Стефана. И внезапно увидел у себя в лодке светолепного старца, который говорил ему: «Не бойся, сын смирения, Господь послал меня избавить тебя от потопления». «Кто ты?» — спросил Гавриил, бывший в ужасе и от видения, и от явной смерти. «Ты много милостыни подавал в обитель св. Николая, что на озере Комельском, и мне, смиренному строителю Стефану», — отвечал явившийся В 1764 году она в числе многих других была монастырей была упразднена и и исчез, а вслед за тем утихла буря.
Во времена Екатерины второй, вместе со многими другими монастырями была упразднена и эта обитель и обращена в приходскую церковь. Окрестное население, питавшее глубокое благоговение к обители, не могло примириться с её упразднением и стало хлопотать о её восстановлении. В 1861 году обитель была восстановлена, как женская, и приписана к Горне-Успенскому монастырю.
Много житейских бурь пронеслось над этим монастырём. Но безбожный двадцатый век стал для неё роковым. Сейчас от обители не осталось почти ничего. Но приехать сюда всё равно надо. У Бога нет мёртвых храмом и монастырей. При освящении любого храма к его престолу преставляется Ангел-Хранителью Проходят годы, века. Храмы разрушаются, иногда от них не остаётся и следа. Но в невидимом духовном мире храм продолжает существовать и у его престола несёт свою службу Ангел-Хранитель. А во многих монастырях и храмах, кроме того, после разрушения остались под спудом мощи святых. Так и здесь. От монастыря остались одни развалины. Но где-то здесь под спудом до сих пор пребывают мощи Святого Преподобного Стефана Комельского. Монастырь находится совсем недалеко от трассы от трассы Москва-Архангельск. Правда дорожка туда… В общем сами увидите… На недоприводе не доедите однозначно. Нормальная дорога до деревень Хаймино и Слободища. Если у вас недопривод лучше оставьте его там и дальше пешком километров восемь. Если у вас внедорожник и погода не шибко мокрая то можете попытаться проехать ещё километров шесть. Лично мы (на Ниве-крокодил и Сузуки-джимни) проехали километров шесть и бросили машины около трассы газопровода. И это при идеально сухой погоде. Ещё через метров пятьсот в точке N 5855.028, Е 39.56.605 будет хлипкий мостик через ручей. Местные маньяки по нему проезжают. А уж вы решайте сами. В общем дорожка для любителей поколбаситься (или прогуляться пешочком). И тем не менее не пожалейте немного времени и посетите эту святую обитель. На карте на месте монастыря нарисовано урочище Прибой (координаты N 58° 55.142', E 39° 54.654'). Смотреть здесь особо нечего. Огромная груда кирпича, заросшая травой. Два поклонных креста. И всё. Постойте здесь на природе. Помолитесь Преподобному Стефану и его благословение пребудет с Вами и со всеми Вашими близкими.